Губернатор Челябинской области Борис Дубровский обратился к парламентариям и представителям общественности с ежегодным отчетом по итогам работы регионального правительства за 2016 год и обозначил приоритетные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти на текущий год. Стенограмма выступления.
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые южноуральцы!
Подводим сегодня итоги социально-экономического развития Челябинской области за 2016 год. Также традиционно определяем планы и перспективы на 2017 год и среднесрочную перспективу.
2016 год для нас начался с проведения Дней Челябинской области в Совете Федерации, где мы впервые, воспользовавшись этой площадкой, выступили с нашими экологическими инициативами. Они были поддержаны, и логическим развитием этих событий стало то, что я был назначен руководителем рабочей группы Госсовета «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Мы очень долго искали это название, понимая значимость и перспективность вопросов, которые мы обсуждали, и решение по которым были сформированы в виде поручения Президента России Владимира Владимировича Путина.
В прошлом году Челябинскую область посетил глава государства и дважды – председатель правительства страны. В ходе встреч нами ставились проблемные вопросы, по которым затем давались поручения и принимались конкретные решения.
На выборах депутатов Государственной Думы южноуральцы поддержали политический курс Президента на стабильное развитие страны и укрепление национального суверенитета. Челябинская область достойно представлена в парламенте, и потенциал избранных депутатов будет максимально использован.
В плане макроэкономики мы учитывали ситуацию на мировом и российском рынках. Сосредоточились на использовании внутренних резервов, поиске и внедрении инноваций. Обеспечили сбалансированность бюджетной политики и стабильность в социальной сфере.
Региональный индекс промышленного производства в 2016 г. составил 96,3 % (к 2015 г.). Сказалось снижение темпов в обрабатывающих отраслях. Положительные показатели сохранились в производстве транспортных средств и оборудования, энергетике, сельском хозяйстве, химической промышленности, добыче полезных ископаемых и в ряде других отраслей.
Мы понимаем, что металлургия определяет уровень промпроизводства, и два года подряд сказывалось снижение производства в отрасли.
В Национальном рейтинге состояния инвестклимата область находится в числе регионов с комфортными условиями ведения бизнеса. Но наша задача-минимум - войти в первую двадцатку рейтинга, максимум – в десятку лидеров.
Сохраняется стратегический курс на расширение внешнеэкономических и межрегиональных торговых связей. В числе приоритетов традиционно – страны-участники Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза. На их долю сегодня приходится свыше 40 % годового внешнеторгового оборота Челябинской области.
По итогам 2016 г. отмечен рост показателей внешнеторговой деятельности со среднеазиатскими партнерами по ШОС. Почти на треть вырос товарооборот с Узбекистаном, увеличился экспорт в Киргизию. География внешних связей активно расширяется. По итогам мартовского визита в Иран наш товарооборот с этой страной увеличился более чем в полтора раза. Такими же темпами в течение года рос региональный экспорт в Китай. В текущем году рассчитываем его вновь увеличить за счет зерновой составляющей и в целом расширения номенклатуры вывоза.
В 2016 году поступления в консолидированный бюджет области выросли на 6,2% и составили 163 млрд. рублей. 85% этих средств область заработала самостоятельно в виде налоговых и неналоговых доходов. Размер дефицита областного бюджета третий год снижается: с планируемых 8,7 млрд. рублей до 166 млн. рублей и был полностью покрыт за счет собственных остатков.
Также за год сократились размеры госдолга – с 33,4 млрд. руб. до 28,5 млрд. рублей. Международное агентство Фитч Рейтингс подтвердило региону долгосрочные рейтинги кредитоспособности и повысило прогноз с «Негативного» на «Стабильный». И я с ними согласен.
В 2016 г. три четверти расходов областного бюджета имели социальную направленность. Утверждена трехлетняя госпрограмма «Развитие социальной защиты населения в Челябинской области» с объемом финансирования 67 млрд. руб., в т.ч. в 2017 г. – 22 млрд. руб. В регионе полностью внедрены механизмы социальной помощи на принципах адресности и нуждаемости. Тоже была очень важная задача, которую мы в целом решили.
Системно решались вопросы здравоохранения. Проведен ремонт 83 больниц и поликлиник. Начали строительство поликлиники областного онкодиспансера, со сроками завершения в текущем году. Думаю закончим работу к лету. Начнется глубокая реконструкция еще ряда крупных объектов, в т.ч. поликлиники и хирургического корпуса № 3 областной клинической больницы. Новая программа «Земский фельдшер» дополнит программу «Земский доктор», что позволит дополнительно привлечь специалистов среднего звена в сельские медучреждения.
В сфере образования продолжена реализация поручений Президента в части создания дополнительных мест в детских садах. На сегодня в очереди находится 17,5 тыс. детей в возрасте до 3-х лет. За год создано 12 детских садов на 4,6 тыс. мест, что в полтора раза превысило план. Отмечу, что ежегодный прирост детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет порядка 5 тыс. В текущем году продолжим создавать новые дошкольные учреждения.
Вступили мы в новую программу. Укрепилась материальная и учебная база общеобразовательных учреждений. В ноябре 2016 г. в Челябинске начала работать школа на 800 мест. Из областного бюджета выделены средства на строительство школ в Челябинске и Сосновском районе – суммарно на 1675 учащихся. К 2018 г. по нашим расчетам почти 80 % южноуральских школьников уже будут учиться в одну смену.
В 2016 году в регионе построено свыше 1,3 млн. кв. м жилья. К плановым показателям прирост составил почти 19 %. Тем не менее, сложностей у строителей остается много. Негативно сказалось снижение платежеспособного спроса населения и удорожание кредитов. Новая политика компаний нацелена на фиксирование объемов строительства, чтобы сохранить спрос и прочнее закрепиться на текущих позициях.
Мы заинтересованы в сохранении статуса региона с доступными ценами на жилье. Для поддержки отрасли задействован ресурс программы по переселению граждан из ветхо-аварийного жилья. В 2016 году в рамках программы расселено аварийного жилья почти 39 тыс. кв. метров, улучшили жилищные условия 2,5 тыс. человек.
В текущем году запланировано расселение 50 тыс. кв. метров, улучшат жилищные условия свыше 3 тыс. чел. Рассчитываем, что в итоге будет принято решение о продолжении реализации федеральной программы переселения граждан из ветхо-аварийного жилья и после 2017 года.
В 2016 г. интенсивно развивался региональный агропромышленный комплекс. Южный Урал сохранил лидерские позиции по производству мяса всех видов. В 2016 году произведено свыше 540 тыс. тонн мяса, что на 30 тыс. тонн больше показателей 2015 г. В целом, объём производства продукции сельского хозяйства составил 128,4 млрд. рублей. Физический прирост составил 8 %.
Успехи в отрасли во многом связаны с новыми акцентами в развитии регионального АПК. Это, прежде всего, селекционная работа, активная инвестиционная политика, создание суперсовременных тепличных хозяйств. Эти ниши южноуральские аграрии успешно занимают, следуя курсу на импортозамещение. На выставке «Золотая осень» Дмитрий Анатольевич Медведев дал поручение поддержать региональный инвестпроект по созданию научно-производственного центра биозащиты растений.
Уважаемые коллеги!
Цифры и детали очень важны, но не менее важно, чтобы за цифрами не терялся конкретный человек с его проблемами и нуждами. К сожалению, сохранился ряд негативных тенденций, которые сказались на благополучии многих жителей нашей области.
В 2016 году снижение реальных денежных доходов граждан составило 12 %. С учетом данных за 2015 год общее снижение за два года превысило 20 %. Хотя в 2016 г. средняя зарплата по региону выросла на 6,6 % и достигла 31 тыс. рублей.
В этой ситуации нашей основной задачей стало усиление мер социальной поддержки населения и прежде всего пенсионеров, ветеранов, многодетных семей, инвалидов. В целом получателями социальной помощи в 2016 г. стали 800 тысяч южноуральцев. На 7 процентов повышен размер ежемесячных денежных выплат ветеранам труда Челябинской области. Был принят ряд законов, благодаря которым многие жители области получили дополнительную материальную поддержку. В частности, впервые был принят закон о мерах социальной поддержки детей, чьи родители погибли в Великую Отечественную войну. В этом году, как и обещали, дополним их разовой выплатой к 22 июня. Эта мера коснется почти 40 тысяч южноуральцев. За счет расширения категории получателей почти 70 тыс. жителей области получили денежные выплаты на компенсацию расходов по уплате взносов на капитальный ремонт. В этом году эта работа будет продолжена.
Сохраняется задача по сохранению численности трудовых коллективов, повышению занятости за счет создания новых рабочих мест. Под особый контроль взят вопрос по погашению задолженности по зарплате, в т.ч. на предприятиях в стадии банкротства, такие есть в Челябинской области. Считаю, пришла пора вновь вернуться к теме повышения зарплаты в коммерческом секторе. И, пользуясь случаем, обращаюсь с этой трибуны к руководителям предприятий задуматься и в ближайшее время принять эти решения.
Мы рассчитываем, что позитивные тенденции в экономике с начала года укрепятся и позволят, как минимум, остановить дальнейшее снижение реальных доходов граждан и начать их постепенно восстанавливать.
Таковы в целом основные позиции, характеризующие темпы развития Челябинской области в 2016 году. Более подробно они изложены в проекте Отчета, с которым вы ознакомились на комитетах Законодательного Собрания.
Уважаемые депутаты!
Три года назад вам была представлена обновленная Стратегия развития Челябинской области до 2020 г. Для меня ее основные положения остались неизменными, как и наша главная ценность – Человек. Напомню ключевые позиции документа.
Первое. У людей должна быть стабильная работа и достойный заработок. Возможность купить качественные товары и продукты. Приобрести хорошее жилье.
Второе - возможность определить детей в детский сад, дать им достойное образование, всестороннее развитие.
Третье - это качественное здравоохранение, личная безопасность и благополучная экология.
Было немало критиков, называвших параметры стратегии несбыточными мечтами. А что мы видим сейчас по факту?
Три года назад главным социальным параметром мы определили средний уровень продолжительности жизни южноуральцев. За это время он вырос на полтора года: с 69 лет до 70,5 лет. Уровень обеспеченности жильем, несмотря на спад в отрасли, вырос на 1 кв. метр – с 24,2 кв. метров до 25,3. В конце 2016 года практически решена стратегическая задача по обеспечению детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в детских садах. В Стратегии мы впервые подняли экологическую проблематику, а сегодня вплотную подошли к решению проблем, копившихся десятилетиями.
Примеры, которые я привел, говорят о том, что наша совместная работа дает практические результаты. Мы не были посторонними наблюдателями. Успешное решение задач стало возможным благодаря правильному выбору целей и задач. Был найден соответствующий инструментарий в виде мероприятий, которые своевременно актуализировались. Были аккумулированы и эффективно распределены необходимые средства. А главное - каждый шаг был продуман и обоснован интересами людей. Мы применяли и продолжаем применять проектный метод управления.
Для чего мы наводим порядок в долевом строительстве? Чтобы люди поверили гарантиям и получили в итоге жилье. Чтобы не случилось «бегства дольщиков», и компании продолжили строительство жилых домов.
Для чего направили дополнительные миллиарды в здравоохранение? Чтобы люди поверили в нашу медицину и стали делать ставку на раннюю диагностику, не дожидаясь «точки невозврата» заболевания.
Для чего «зашли» в программу строительства перинатального центра? Это очень серьезное было решение, серьезные затраты, но мы понимали, что строительство центра снизит риски и детской, и женской смертности. И мы одни из не многих, я подчеркиваю, закончили этот проект, и он у нас работает с 1 октября. На сегодня в центре появилось на свет более двух с половиной тысяч младенцев – это наши будущие граждане. Это наше будущее!
Вложенные в эти проекты и сферы финансовые средства – это те самые «инвестиции в будущее», которые не всегда дают быстрый эффект. Но именно этот «отложенный эффект» от ранних вложений позволяет сейчас уверенно развиваться тем странам и регионам, где инвестиции в экономику и человеческий капитал вкладывались десятилетиями. И мы к этому обязательно придем, если не будем бояться больших проектов, искать и находить под них ресурсы, не только финансовые, но и организационные, интеллектуальные, и ряд других.
Я предлагаю сейчас задуматься о том, какой будет область, когда родившиеся сегодня дети достигнут 18-ти лет и войдут во взрослую жизнь. Именно им предстоит оценить плоды нашей с вами работы. Это, как несложно подсчитать, будет 2035 год.
На 2035 год нас нацеливает и концепция долгосрочного социально-экономического развития России, представленная в 2016 году. Мы должны определить механизм управления, и вектор развития на временном отрезке в 18 лет. И уже сейчас ответить на ряд вопросов, что, по сути, является началом широкой общественной дискуссии перед принятием Стратегии развития до 2035 года. Можно обсуждать тактические мероприятия, принципы и подходы, но главный вектор и приоритет, который связывает действующую и будущую Стратегию, остается прежним: это Человек, его уникальный потенциал и растущие потребности. Растущие – я это слово особенно подчеркиваю, опираясь на принципы закона возрастания потребностей как общего двигателя научно-технического прогресса и человеческой цивилизации в целом.
Итак, какие вопросы встают перед нами в перспективе?
Первый – каким будет средний южноуралец в 2035 году? Сегодня средний возраст жителя области – 39 лет. Большинство южноуральцев имеют высшее и среднее специальное образование. У нас свыше миллиона пенсионеров и более 720 тыс. южноуральцев в возрасте до 18 лет. Экономически активное население 1 млн. 852 тыс. человек, но, к сожалению, за год сокращается в среднем на 10 тыс. человек. Число рабочих мест с высокой производительностью труда составляет 354 тыс. и в последние два года, по нашим оценкам, не росло.
Второй – в каких территориях будут жить южноуральцы? Уже сейчас свыше 80 % населения проживает в городах. Мы сверх-урбанизированный регион, даже в сравнении с другими промышленно развитыми регионами. Основной приток внутренней миграции в перспективе придется на Челябинск, где уже сейчас число фактически проживающих лиц примерно на 100 тысяч превышает официальные данные по населению.
Третий – в каких экологических условиях придется жить людям? Хватит ли всем качественной питьевой воды, насколько будет чистым воздух? В Год экологии мы постараемся найти ответы на эти вопросы, и прежде всего на вопрос, насколько интенсивно мы способны развивать экономику, и в какой момент возникнут экологические пределы для ее роста?
Мы по-прежнему оцениваем с вами уровень развития типовыми показателями, тем же ростом ВРП. При этом во всем мире идет поиск качественно новых показателей, не привязанных исключительно к скорости потребляемых природных ресурсов. Не случайно в Перечне экологических поручений Президента в первом пункте Правительству страны предписано обратить особое внимание «на использование системы индикаторов устойчивого развития, определение механизмов достижения целей и поэтапное решение задач экологически устойчивого развития территорий регионов на период до 2030 года и на перспективу до 2050 года». Это поручение дал Президент по итогам нашей работы в составе Госсовета. Мы начинаем эту работу сейчас, синхронизируем ее с Федерацией и другими регионами, чтобы новые индикативы вошли в нашу Стратегию-2035. Эту задачу я ставлю перед Правительством Челябинской области, с привлечением представителей научного и общественного экспертного сообщества. Нам очень нужны новые и свежие мысли, неожиданные решения. И главным интегральным показателем должно стать, я в этом убежден, качество жизни людей, качество человеческого капитала.
Четвертый вопрос - какая будет структура новой экономики? Какие отрасли останутся базовыми, какие нет, и что придет им на смену? 15 лет назад мы не представляли, что доля сельского хозяйства в ВРП промышленной Челябинской области может достигнуть 6,5 %. Сегодня это реальность и, судя по темпам развития АПК, есть перспективы дальнейшего роста.
Также важно понять, какими темпами мы придем к 5-ому и 6-ому технологическим укладам. Сегодня вклад таких предприятий в ВРП незначителен (менее полпроцента). Ряд экспертов оценивает шаг роста в четверть процента в год. Считаю, это абсолютно недостаточно! Требуется создавать необходимые условия, всячески стимулировать деятельность таких предприятий, в т.ч. через принятие соответствующей госпрограммы.
Пятый – насколько будет отвечать запросам людей социальная инфраструктура региона? Какими будут наши здравоохранение, образование, культура, сфера социальных отношений? Будет ли способен реальный сектор экономики обеспечить растущую долю социальных расходов бюджета?
Думаю, пока вопросов уже хватит. Попробую сейчас на них ответить там, где смогу, и для начала назову несколько цифр. Я сейчас могу только озвучить тренды, мысли тех, кто готовил этот доклад. Я призываю к большой и серьезной дискуссии по этому вопросу.
Озвучу свои мысли. Годовые объемы средств, выплачиваемых Пенсионным фондом на территории нашей области, составляют порядка 184 млрд. рублей. Это больше, чем наш годовой консолидированный бюджет. Мы об этом редко вспоминаем, но реально эти суммы нужно плюсовать к социальным расходам бюджета. То есть, фактически социальные госзатраты в Челябинской области оцениваются как минимум в 300 млрд. руб. И это без учета средств других госфондов, например, социального и обязательного медицинского страхования, без учета социальных программ предприятий. Общая сумма приближается к полутриллиону рублей. Эти деньги нам надо зарабатывать!
Названная мной сумма – реальный показатель потребности социальной сферы в отчислениях от реального сектора экономики. В пересчете на душу населения он дает понимание, во что нам обходится безусловное следование принципам социального государства.
Эта нагрузка будет ежегодно возрастать, исходя из принципа роста потребностей, в т.ч. по причинам сокращения активного трудоспособного населения. Привлечение трудовых мигрантов решает эту проблему лишь отчасти. Считаю, что нам необходимо сделать ставку на создание таких социально-бытовых и экологических условий в регионе, чтобы здесь оставалась и находила работу образованная молодежь, в т.ч. приехавшая из других регионов и стран. У нас студенческий регион, 150 тысяч молодых людей учится только в вузах. Ежегодно на рынок труда выходит порядка 20-25 тысяч молодых людей, еще 15-20 тысяч – выпускники колледжей - и это тот ресурс, за который нужно бороться, за который нужно конкурировать. Нужно обеспечить выпускникам своего рода «социально-статусный минимум»: достойную работу, доступное жилье, социокультурную досуговую среду, качественную медицину и детские сады. Что-то наверное можно еще добавить?
Эти приоритеты определят векторы распределения наших ресурсов на ближайшие два десятилетия. Но любые вложения должны ложиться на хорошо подготовленную почву. Этой почвой должна стать принципиально новая человеческая культура, с новыми кодами поведения и качественно иной шкалой духовных и материальных ценностей. Должна сформироваться новая культура быта, потребления, мышления, основанная на взаимном доверии и уважении рядом живущих людей, разного достатка, образовательного уровня, национальной и религиозной принадлежности. Считаю в этом плане важным иметь в регионе собственную Концепцию развития гражданского общества, к которой был сделан шаг два года назад.
Сейчас предлагаю для примера взять тему трудовой миграции. Регулировать этот процесс только административными методами невозможно. Люди стремятся туда, где им комфортно, безопасно, где есть работа с достойной оплатой. И обратный пример: там, где этого нет, люди живут «чемоданным настроением», и те соотечественники из ближнего зарубежья, которых мы ежегодно принимаем у себя, приехали сюда не от хорошей жизни. К нам будут переезжать люди из других стран – это объективный процесс – с иным языком, культурой, религией. Уже сейчас должны вырабатываться механизмы, которые позволят им максимально адаптироваться в новой среде, без потерь пройти этап комплексной интеграции в наш региональный социум. Мы видим, что эти процессы происходят во всем мире, и мы не будем здесь исключением. Нужно изучать этот опыт и находить решение.
В свою очередь, внутри региона люди стремятся переехать в Челябинск, где больше вакансий и выше зарплаты. Поэтому нам потребуется сформировать региональную систему экономического регулирования внутримиграционных потоков. Она позволит равномерно распределить экономически активное население исходя из новой экономической и социокультурной карты области. Она формируется в ходе работы по созданию «точек роста» и «территорий притяжения людей» в каждой территории, при формировании производственных, сервисных и культурных кластеров, а также агломераций. В последнем случае важно определить тактический набор действий и решений.
Мы понимаем Челябинскую агломерацию как единую систему социально-инфраструктурных функций города и его спутников. Первые шаги к этому были сделаны задолго до нас – это единая система питьевого водоснабжения, которая обеспечивает водой около 1 млн. 400 тыс. человек, как пример. На своем уровне мы реализуем ряд шагов, в частности, по созданию «умного города», через внедрение системы «Безопасный город», через создание кластеров по обращению с твердыми коммунальными отходами, через трехуровневую систему учреждений здравоохранения. Это все есть элементы агломероции.
Набор решений будет расширен с учетом движения к полицентричной агломерации Челябинск-Екатеринбург. Она объединит человеческий капитал 4,5 миллионов людей и ресурсный потенциал двух мегаполисов. Новый уровень трудовой мобильности обеспечит реализация проекта Уральской скоростной магистрали, в который сейчас вошли новые инвесторы. Также продолжим работу с федеральным центром по ускорению реконструкции автомобильной трассы Челябинск-Екатеринбург и переводу ее в дорогу 1-ой категории. Одно другому точно не мешает.
Считаю целесообразным до принятия федерального закона об агломерациях изучить возможность принятия закона на уровне области. Мы сейчас понимаем, что отсутствие законодательной базы мешает нам в движении в этих процессах, нужно смотреть, как снимать эти вопросы. Поручаю региональному Министерству экономического развития изучить опыт других субъектов Российской Федерации и подготовить к концу года законопроект, на сколько он возможен в этих условиях.
Процесс формирования агломераций затронет не только Челябинск. Тема выравнивания территорий актуальна сейчас для многих регионов страны, и наша область в их числе. Анализ показывает, что у схожих территорий усиливается разрыв по целому ряду важных показателей. В ряде территорий по-прежнему нет реальных «точек роста», продолжается отток населения при росте естественной убыли. Считаю, что развитие агломераций позволит объединить ресурсы и комплексно решить большинство обозначенных проблем. Я считаю, что идея агломерации, и это подтверждено практикой, позволяет эффективно использовать средства, которые могут размазаны ровным слоем и будет постоянно дефицит или мы их сконцентрируем на общем решении задач территории. Недооценивать эти возможности нельзя и практика мировая позволяет это увидеть.
Третье направление (среда обитания) особо актуально в Год экологии и в свете Поручений Президента по итогам заседания Госсовета. В документ вошла большая часть наших предложений, прежде всего по системе управления качеством атмосферного воздуха через систему сводных расчетов и квотирование выбросов.
Для нас Год экологии – это возможность сосредоточить все усилия на выбранных приоритетах. Мы уже выполнили сводный расчет для Челябинска и сформировали предложения для крупных промышленных предприятий по объемам квот. Пригласили крупный бизнес к системному и открытому диалогу. Работа предстоит долгая, кропотливая, но она будет доведена до логического конца, и воздух в промышленных городах станет чище.
Региональным органам власти нужно решать еще одну важную задачу, связанную с транспортной составляющей качества атмосферного воздуха это чисто наша задача. Есть прямое поручение Президента по стимулированию использования экологически чистого транспорта, прежде всего – в промышленных городах. В этой связи прекращается любая дискуссия о дальнейшем существовании электротранспорта (трамваев и троллейбусов) в городах региона, где он имеется. Обращаю внимание руководства регионального Миндортранса и глав территорий на срок доклада по поручению – 1 июля 2017 года. Нужно ускоряться!
В прошлом году мы вплотную занялись решением задач, связанных с проблемой утилизации твердых коммунальных отходов. Утверждена территориальная схема обращения с отходами, и она будет поэтапно реализована. В этом плане мы находимся сейчас в хорошей динамике, и ощутимые результаты будут очевидны уже к концу текущего – в начале следующего года.
Остается актуальной проблема качества питьевой воды. Рассчитываем на возобновление в полном объеме действия федеральной госпрограммы «Чистая вода». На своем уровне продолжим работу по модернизации водозаборных систем и коммунальных очистных сооружений с привлечением частных инвесторов.
Еще один важный аспект, я хочу на нем отдельно остановиться, – экологическое образование и воспитание. Это значимая часть культуры нового человека, для которого экологический комфорт стал одним из основных жизненных приоритетов. Обществу нужны перемены в личном и коллективном сознании, и обращение с отходами это ярко показывает. У нас часто говорят: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Важно не говорить, а делать с пониманием того, что «чистая страна (область, город, поселок)» - это не только уборка, но и осознание гражданами своего личного воздействия на окружающий мир, окружающую среду.
В Японии, которая полвека назад стояла на грани экологической катастрофы, в ранг государственной политики возвели повышение экологической культуры. Были пересмотрены программы среднего и высшего образования, чтобы глубже раскрыть взаимоотношения человека и природы. Экологическое воспитание есть и в наших школах. Но оценить его результативность пока всерьез не брался никто.
Критикуя власть и бизнес за качество воздуха и воды, большинство людей пока не готово ограничивать себя в способах использования природных ресурсов в повседневной жизни. Всем нам уже сейчас нужно задуматься о культуре потребления.
При этом мы понимаем, что взрослых переучивать сложно. Пусть кому-то эта фраза покажется затертой, но дети – наше будущее, которое с нами уже сейчас. Поэтому считаю важным сформировать и внедрить программы экологического воспитания и образования, начиная с дошкольных учреждений, и даю соответствующее поручение Министерству образования и науки совместно с министерствами экологии и культуры Челябинской области.
Четвертая тема – модернизация и диверсификация экономики. Сегодня отраслевая структура ВРП существенно изменилась. Доля базовых отраслей – металлургии и металлообработки - в ВРП составляет всего 20 процентов, при том, что доля промышленности в целом – 36 %. За последние 20 лет структура ВРП существенно изменилась в сторону отраслей, где создается высокая добавленная стоимость при незначительных ресурсных затратах. Это образование, торговля и сфера услуг, причем не только социально-бытовых, а интеллектуальных, таких, к примеру, как создание новых информационных технологий.
Экономика региона становится сбалансированной, а значит – более устойчивой. Мы по-прежнему гордимся своими металлургами, благодарны им за огромный вклад в производство и в бюджет. Но сосредоточимся на развитии и привлечении в регион новых компетенций, которые будут экономически востребованы и обеспечат занятость на многие десятилетия вперед.
За последние три года доля инновационной продукции в регионе выросла до 5,2%. Пока нет полных данных за прошлый год, но прирост будет заметный. Это позволяет нам позитивно прогнозировать развитие инновационной деятельности в регионе. В среднесрочной перспективе реально увеличить долю инновационной продукции в отгрузке до 10-12 %. Помогут в этом программы импортозамещения и создания экспортоориентированной продукции. Для этого же создан Региональный центр поддержки экспорта с полным набором мер финансовой и нефинансовой поддержки. Мной поставлена задача увеличить к концу текущего года региональный экспорт продукции малого и среднего бизнеса в два раза.
Я могу привести десятки примеров создания совершенно новой продукции и высокотехнологичных производств. Буквально навскидку – это завод «Этерно», «Русский кварц», «Планар», «Папилон», «Метран», «Биоморфные роботы». Большинство из них имеют «генеральных партнеров» в виде госкорпораций и федеральных министерств, включая «РОСНАНО», Сбербанк, Минпромторг России. Еще ряд предприятий расширяют сотрудничество с ПАО «Газпром» и другими компаниями, участвуя в таких крупных проектах, как «Сила Сибири» и ЯМАЛ СПГ. Сейчас несколько сузилось окно возможностей по организации территорий опережающего социально-экономического развития. Но мы продолжим эту работу в моногородах 1-ой категории и ЗАТО и доведем их до логического завершения.
Для достижения новых целей потребуется значительное увеличение объемов НИОКР, собственных продуктов и технологий. В своем Послании Федеральному Собранию Президент поручил, цитирую, «запустить системную программу развития экономики нового технологического поколения». Для этого потребуется комплекс решений Правительства России по субсидированию выпуска экспериментальных партий промышленной продукции. Этого решения ожидают десятки предприятий в нашей области и тысячи – в стране. Это очень важно, помню, такое решение мы искали в тех предприятиях, в которых я работал. Это всегда риск и любому бизнесу хочется всегда риск разделить, в данном случае с государством. Сегодня в области в НИОКР ежегодно инвестируется примерно 2 млрд. руб. С федеральной поддержкой их объемы могли бы заметно возрасти.
Под новые задачи «заточены» региональные механизмы господдержки. На сегодня в регионе полностью сформирована инфраструктура поддержки промышленности, развития инновационных кластеров, а также малого и среднего бизнеса. Эти инструменты должны и будут работать, в том числе с учетом перспектив создания в регионе филиала «Сколково» на базе регионального Ай-Ти парка. Это мы обсуждали на днях. Это позволит привлечь в регион новые компетенции, связанные с хранением и обработкой информации. Создать условия для центров аутсорсинга, чтобы перехватить часть запросов на услуги для компаний, находящихся в Москве и Санкт-Петербурге. Направлений здесь несколько и все они востребованы, к примеру, централизованный бухгалтерский учет, различные виды консалтинга. Это может работать у нас в силу того, что мы конкурентно и по зарплате, и по стоимости жизни в нашей территории.
Наконец, пятое стратегическое направление – социальная и гуманитарная сфера. Я воспринимаю ее шире, чем только традиционные социальные отрасли. Это еще и социокультурная среда, где человек может реализовать себя в творческом и общественном плане. Это наша исторически обусловленная веротерпимость и уважение к людям других наций. Она не выдумана теоретиками – в ее основе многовековое уважение к своему и чужому труду, быту, привычкам. Умение жить по соседству, в непростых условиях на общих принципах и традиционных ценностях.
Южный Урал был и остается регионом национального мира и религиозного согласия. Этот высокий статус – наше конкурентное преимущество, надо постоянно поддерживать, начиная с семьи, детского сада, школы. Экстремизм генерируется целенаправленно, но именно в молодежной среде он выражается в наиболее резких формах. Как известно, без ухода хорошо растут только сорняки. А все хорошее требует культивирования, и культура в том числе!
Криминальной, наркотической, суицидальной и иным субкультурам мы должны противопоставить культуру нового человека, с новым лидерским профилем. Она возникнет как результат синтеза традиционных и общечеловеческих ценностей, многообразия и уникальности каждого народа, живущего на Южном Урале. На это ориентированы наши совместные программы с Федеральным агентством по делам национальностей.
Для нас важен постоянно растущий сектор некоммерческих организаций. Наш регион имеет мощный общественный и благотворительный потенциал. В регионе зарегистрировано почти 4 тысячи некоммерческих организаций. Свыше 100 из них ведут активную благотворительную деятельность. По предварительной оценке, в 2016 г. они аккумулировали и направили на благотворительные цели свыше 2 млрд. рублей. Значительную часть этих средств составили фонды крупных металлургических компаний. Приятно также отметить, что в 2016 году большинство областных театров обрели попечителей в лице крупного бизнеса. Работа по созданию попечительских советов будет продолжена.
Вопросы культуры я вижу значительно шире, чем только работу профильных учреждений. Как театр начинается с вешалки, так социально-бытовой комфорт человека начинается со двора дома, где он живет. Поэтому для нас важно участие в федеральном проекте партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Городская среда». Благодаря этому мы в текущем году направляем 1,1 млрд. рублей городам и поселкам области. Значительная часть этих средств пойдет на реконструкцию парков и скверов - «территорий притяжения людей», которые должны быть повсеместно.
Принципиально меняется подход к модернизации существующих спорткомплексов. Часть из них станет парками спорта и отдыха. В качестве пилотного проекта выбран конноспортивный комплекс «Рифей». Здесь к концу текущего года появится место для массового активного отдыха горожан. Продолжим работу по созданию туристического кластера, будем развивать действующие и привлекать новые отраслевые компетенции. При этом коммерческая сторона вопроса не должна заслонять главной задачи. Это создание условий для занятий массовым спортом и физкультурой для всех жителей Челябинской области, с целью формирования устойчивого здорового образа жизни для людей всех возрастов.
При этом задача стоит гораздо шире, чем круг вопросов развития инфраструктуры и сервиса. Очень важно, чтобы Челябинская область стала гостеприимным регионом, где люди умеют улыбаться гостям, и не только за деньги. Жители области и гости региона должны быть уверены в своей безопасности, поэтому должна быть усилена борьба с преступностью и любыми антисоциальными проявлениями. Должны стать более предметными и эффективными программы по противодействию наркомании, алкоголизму, табакокурению. Эти программы должны содержать элементы мотивации людей на отказ от вредных привычек. Мы должны изменить имидж региона - это очень важная задача.
Продолжим повышать качество автодорог и в целом безопасность дорожного движения. Все дополнительные средства, в том числе 1,3 млрд. рублей от федеральной программы «Безопасные и качественные дороги», пойдут на ремонт автодорог Челябинской агломерации для снижения очагов аварийности. Отмечу, что в 2016 г. аварийность на участках автодорог, прикрытых видеокамерами АПК «Безопасный город», снизилась на 50 процентов. Для нас важно кардинально переломить в лучшую сторону ситуацию на дорогах. Работа по внедрению системы будет пр
Комментарии: