Тезис о зависимости результатов избирательных кампаний, проводимых в России, от качества работы властей субъектов Федерации не оспаривается никем.
В какой-то степени именно по этой причине столько внимания было привлечено к недавним обращениям различных регионов в Москву с просьбой помочь им в решении финансовых вопросов. И именно поэтому глава государства отреагировал максимально оперативно и буквально через несколько дней после этого провел совещание, посвященное этому вопросу.
Вполне логично, что наблюдатели эту активность отследили и интерпретировали ее как часть подготовительной работы, проводимой в преддверии начала президентской кампании. Так что вполне естественно, что сами обращения из регионов в Москву были восприняты многими из них как естественная часть такой безобидной кремлевской многоходовки, основная задача которой – продемонстрировать региональным элитам, что в Кремле их слышат и понимают.
В рамках этой же блиц-кампании состоялась широко освещавшаяся статусными федеральными медиа встреча первого лица с уволенными в рамках последней волны ротации губернаторами, а также разыгрались лоббистские схватки между властями Сахалинской области и федеральным Минфином по поводу перераспределения доходов по СРП, опубличенные с площадки Государственной Думы.
В этом последнем случае ситуация выглядела пикантно вдвойне – мало того, что региональные власти Сахалинской области участвовали в этих баталиях, заявив для начала, что ни о каких планах перераспределения доходов они до этого не слышали и тем самым на всю страну публично и громко заявили о своей некомпетентности в вопросах отечественного бюджетного права. Ведь для специалистов не секрет, что в соответствии с его нормами, если регион, которому в текущем бюджетном цикле были выделены деньги, их не осваивает, федеральные органы власти сохраняют за собой право эти деньги у него изъять. На вполне законных основаниях.
Теперь, в отличие от большинства регионов, которые чуть более месяца назад были задействованы в описанной выше кремлевской многоходовке, Сахалинская область, накануне избирательной кампании по выборам президента весной 2018 года, оказывается у разбитого корыта. У нее просто не будет денег на выполнение социальных обязательств и реализацию программ развития. А значит, не будет возможности заигрывать с избирателями и гарантировать кремлевским кураторам такой необходимый им результат. И это в регионе, где отношение избирателя к официальным московским властям, мягко говоря, сдержанное…
Мало того, позиция Москвы в вопросе о перераспределении доходов по СРП, даже при том, что внешне они пошли регионалам навстречу, на деле оказалась неизменной: как решили дать 25%, так на этой же цифре переговоры и закончили. А значит, в отличие от просьб других регионов, пожелания Сахалинской области удовлетворены не были. А значит, качество работы ее властей вызывает в Москве, мягко говоря, вопросы.
К слову сказать, подобное «успешное» управление вверенной ему территорией губернатор Кожемяко демонстрирует не впервые: на его счету уже есть Корякия, которая при нем лишилась автономии, есть Амурская область, которая по итогам его работы там, существенно обеднела. Теперь, видимо, очередь за Сахалином.
Вполне естественно, что ситуация с отводом денег в пользу федерального бюджета островитян равнодушными оставить не могла, и они попытались решить вопрос, используя для этого лоббистский ресурс Госдумы.
Однако по итогам правительственного часа сахалинский бюджет спасти не удалось и причина не в самой Госдуме, а в негативном заключении на законопроект федерального закона о перераспределении доходов. Как выяснилось, письмо с согласием на вариант 50/50 оказалось подложным. Как заявили депутаты областного парламента Сахалина, они давали всего один отзыв –отрицательный (причем в этом оказались едины почти все депутаты, вне зависимости от партии, которую они представляют).
Откуда же взялось письмо? Его составил председатель облдумы Хапочкин. Просто взял бланк областной Думы и написал на нем, что депутаты, дескать, возражений по вопросу не имеют. В результате скандал, подрыв доверия и обращение для разбирательства в Генпрокуратуру. Федеральный центр взял платежи под усиленный контроль, и нужно учитывать, что деньги в регион поступят только в том случае, если будет полная уверенность в их целевом расходе. Одним простым желанием выслужиться (хотя, возможно, за этим стояло что-то большее) Хапочкин подставил не только всю сахалинскую Думу и собственный регион, но и новое руководство «Единой России» в лице Андрея Турчака, грубо нарушив регламент.
Вполне естественно, что в ситуацию могли бы вмешаться сенаторы от региона. Но для этого они должны быть активными и пробивными, а у Сахалина таких нет (Мезенцев и Архаров на ниве защиты региона проявляют себя недостаточно активно, последний на прямой вопрос о ситуации с письмом ответил, что «еще надо познакомиться с этим законопроектом, … реально еще не знаю, действительно это так или нет. Мне информация еще не поступала. Я только что прилетел из региона, как только познакомлюсь, тогда и решим»).
Не сильно активно сопротивлялся решению о перераспределении доходов и депутат от региона в Госдуме Георгий Карлов («Единая Россия»): «Скорее дело в том, что изъятие не было обсуждено с самой Сахалинской областью. То есть сначала был сверстан проект бюджета, а обсуждения так и не было. Это подход весьма тенденциозен. Вот почему в Государственной Думе мы смогли настоять и обозначить необходимость согласования норм Бюджетного кодекса с регионом. И только после этого процесс согласования пошел».
Алексей Корниенко, депутат-коммунист, представляющий регион в Госдуме, во всей сложившейся ситуации прямо винит Хапочкина: «Они же когда собирались у себя там, приняли отрицательно заключение на проект бюджета, и соответствующий документ был отправлен в Москву, а теперь вот выясняется, что за подписью председателя Думы Хапочкина ушло письмо на бланке областного парламента, которое дезавуирует те отрицательные замечания, которые были сформулированы ранее…В результате – скандал и вопросы к руководству местной областной Думы. Ведь отвечает не только исполнительная власть, но и законодатель».
Еще один депутат Госдумы, Константин Слыщенко, не снимает вины и с главы региона: «Я не буду комментировать за Кожемяко, но что касается осваивания или не осваивания, если кто-то выпрашивал средства, получил, но в течение года не воспользовался ими, а просто прогнал по счета, и в результате, возможно, кто-то нагрел себе руки, это совершенно неправильно. За такие вещи, если и не юридически, но финансово наказывать нужно обязательно».
В областной думе царит раскол. Вместо попыток конструктивного диалога – обвинения в адрес федерального центра (Александр Болотников, депутат Облдумы Сахалина, вообще заявил, что «освоили или нет – это наше дело. Мы можем их и в кубышку положить, а завтра освоить как нам это покажется целесообразным», однако уточнил, что «письмо Хапочкина – это его личная инициатива»).
Константин Тюкавин, сопредседатель ОНФ Сахалинской области считает, что критического в ситуации ничего нет, несмотря даже на то, что «часть населения это оценит, конечно, достаточно негативно. Однако сказать, что мы завтра же почувствуем для себя последствия, наверное, нельзя, так как в области есть запас средств в разных формах, и я думаю, что по крайней мере следующий год пройдет достаточно спокойно».
Юрий Дьяков, председатель «Опоры России», выступает еще более категорично в поддержку подобного решения: «Знаете, мое субъективное может быть мнение, но федеральный центр поступил таким образом по причине не освоения денег. Потому что и в 2015 и в 2016 году деньги, которые должны были область осваиваться, они не осваивались. А где-то на Дальнем Востоке их наоборот не хватает. Что касается нас, деньги, заработанные за счет нефти, нас немного разбаловали. Они, конечно, нам нужны, ведь на Сахалине очень много дыр, ведь кроме Южно-Сахалинска никакие районы не развиваются. Кто, например, мешал выделять деньги на дороги или ветхое и аварийное жилье? Да, жилья мы строим много, но каково его качество? Я как член штаба ОНФ принимаю участие в приемке этих домов и мне стыдно такие дома принимать».
Исходя из всего этого, понятны две вещи:
1) в регионе царит хаос и полная неразбериха
2) местные элиты оказались неспособны договориться даже о самых простых вещах, действуя по принципу басни «лебедь, рак и щука».
Непонятно только одно: как быть теперь с финансированием важных проектов в регионе. Но, надеюсь, федеральный центр все же найдет какое-то решение из этой сложной ситуации. А заодно и поможет сахалинским властям провести на высоком методическом и организационном уровне кампанию по выборам президента РФ.
P.S. Все остальные комментарии здесь.
Комментарии: