Сегодня, 26 мая, в день 100-летия присвоения Чуйскому тракту статуса государственной дороги, в Бийске проходят праздничные мероприятия. Вблизи знака нулевого километра, откуда раньше начинался отсчет Чуйского тракта, работает выставка ретроавтомобилей. Ее почетными гостями стали Губернатор Алтайского края Виктор Томенко и руководитель Росавтодора Роман Новиков.
Экспозиция призвана напомнить о трудовых подвигах дорожных строителей и шоферов, показать молодому поколению, на какой технике работали их деды. Все модели советской техники предоставлены ретроклубом Барнаульского автовокзала. Каждая из машин неоднократно побывала в ремонтных мастерских, поэтому все они находятся в исправном техническом состоянии.
Один из образцов - ГАЗ-М-20 «Победа» 1954 года выпуска. Этот советский легковой автомобиль серийно производился на Горьковском автомобильном заводе в 1946-1958 годах. «Победа» выпускалась крупными сериями, став одним из первых авто с кузовом полностью понтонного типа - без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар. Всего до 31 мая 1958 года было выпущено 241 497 машин.
ГАЗ-13 «Чайка» относится к автомобилям представительского класса, модель выпускалась малой серией на Горьковском автозаводе c 1959 по 1981 год, всего изготовлено 3189 штук. Для этого автомобиля был спроектирован полностью новый двигатель - V8, который имел достаточно прогрессивную по меркам тех лет конструкцию с элементами из алюминиевого сплава. Представленный на ретровыставке автомобиль выпущен в 1968 году. До 1970 года эксплуатировался в Алтайском крайисполкоме, затем использовался для организации свадебных мероприятий.
Советский грузовой автомобиль ЗИС-5 был вторым по массовости (после ГАЗ-АА) грузовиком в 1930-1940 годах, одним из основных транспортных автомобилей Красной армии во время Великой Отечественной войны. Выпускался с 1933 по 1948 год на автозаводе имени И.В. Сталина. Он мог перевозить в кузове до 25 бойцов, буксировать артиллерийские системы, выполнять роль масло- и топливозаправщика. В 1943 году ЗИС-5 составлял почти половину военного автопарка Советского Союза, на службе находилось свыше 100 тысяч этих машин. Особой гордостью было то, что на шасси ЗИС-5 была установлена реактивная установка БМ-13 «Катюша», залпы которой прозвучали летом 1941 года. Было выпущено огромное количество различных кузовов, не сохранившихся до наших дней. Представленный на ретровыставке автомобиль эксплуатировался в Бийском специализированном автохозяйстве «Автовнештранс», Алтайском краевом автотранспортном тресте, Алтайской краевой автошколе, находился также в музее Алтайского транспортного управления.
Рекордсменом советского времени является грузовик ГАЗ-АА: выпущено около миллиона машин (985 тысяч экземпляров) в период с 1932 по 1949 год. Представленный на ретровыставке автомобиль был выпущен на Горьковском автозаводе в 1936 году и был зачислен в штат Красной армии. Принимал участие в перевозке грузов в Великую Отечественную войну, был передан в народное хозяйство, перевозил грузы на территории Алтайского края. Также на нем проходили обучение будущие водители.
ГАЗ-12 «ЗиМ» - советский шестиместный шестиоконный длиннобазный большой седан, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (Завод имени Молотова) с 1949 по 1959 год. Представительская модель в основном использовалась как служебный автомобиль, предназначенный для советской, партийной и правительственной номенклатуры. «ЗиМ» стал первым в мире автомобилем с тремя рядами сидений в несущем кузове.
ГАЗ М-1 («черный ворон», «эмка») серийно выпускался на Горьковском автозаводе с 1936 по 1942 год. Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, являлся одной из наиболее распространенных моделей легковых автомобилей в стране. Всего было изготовлено 62 888 экземпляров. Основная масса автомобилей была окрашена в черный цвет с узкой красной полосой вдоль борта (цировкой). 16 марта 1936 года с конвейера сошла первая «эмка». На следующий день еще два автомобиля отправили в Москву для показа руководству страны. Иосифу Сталину, Вячеславу Молотову, Клименту Ворошилову и Григорию Орджоникидзе новый автомобиль понравился. Так установилась традиция: все новые модели автомобилей проходили высшую госприемку. Представленный автомобиль был выпущен в 1936 году, числился по обслуживанию Правительства Советского Союза, обслуживал также работников Алтайского крайисполкома.
В бийском Музее Чуйского тракта в эти минуты проходит встреча с ветеранами предприятий дорожного комплекса. Жизненный путь этих людей непосредственно связан со строительством и благоустройством Чуйского тракта.
Комментарии: