В Самарском
областном художественном музее открылась выставка «Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 г.», посвященная
одному из крупнейших событий ХХ века, произошедшему в России в 1917 году и
повлиявшему на дальнейший ход всемирной истории.
Музей
представляет свою экспозицию, куда вошли более ста произведений живописи,
графики и скульптуры, так или иначе интерпретирующих «лица и символы» революции,
относящихся к периоду со второй половины 1910-х до конца 1980-х годов.
Первый
раздел выставки – преддверие революции и первые годы советской власти. Здесь
представлено искусство русского авангарда, создавшего свой проект
мироустройства. В 1918-1921-х поддержка государством нового искусства носила
беспрецедентный характер. Был создан Отдел ИЗО под руководством Д. Штеренберга,
петроградская Академия художеств преобразовывалась в Свободные мастерские
(Свомас), в начале 1920-х преобразованные, вместе с Московским училищем
живописи и ваяния, во Всероссийские художественно-технические мастерские
(ВХУТЕМАС). В Отделе ИЗО служили В.Кандинский, К.Малевич, В.Татлин, А.Родченко.
По их инициативе были организованы закупки произведений левого искусства для Музеев
художественной культуры, часть работ распределялась по провинциальным музеям.
Так, в 1919 году уроженец Самары, художник Н.Попов получил в Отделе ИЗО 35
работ современных авангардистов, которые составили основу самарской коллекции
авангарда («Фантастический пейзаж. Эчмиадзин» Г.Якулова, «Город» О.Розановой,
«Дама в кафе» Ле Дантю, «Супрематическая композиция» А.Веснина и др.).
На выставке можно увидеть
эскизы знамен, исполненные одним из первых самарских вхутемасовцев М.Степановым
к 23 февраля 1928 г., и эскиз задника к спектаклям театра «Агитфонарь».
Поступлению в
1919 году работ левых течений предшествовало важное для Самары событие: в 1917
г., в Самаре в здании Волжско-Камского банка состоялась выставка работ
футуриста Д.Бурлюка, несколько из них вошли в коллекцию музея (среди них -
«Девочка в красном платочке»).
Второй раздел
выставки посвящен творчеству художников АХРР. После 1921 г. в России делается
выбор в пользу социалистического реализма. Возобновляют деятельность
передвижники, в 1922 году зародилась Ассоциация художников революционной России
– АХРР, которая явилась предтечей единого Союза художников СССР. Авангард был объявлен «вредными
измышлениями». Вскоре стали возникать областные и республиканские филиалы
АХРРа, которых к 1926 году насчитывалось уже около сорока, в том числе и в
Самаре.
На выставке
представлены работы ахрровцев, экспонировавшиеся в 1920 –начале 1930-х в
самарском филиале этой организации, они выставляются в музее впервые:
В.Костяницын «Маевка»; С.Соболев «Кашпирские сланцевые рудники»; А.Ржезников
«Выпуск сланцевых топок на ульяновском заводе “Металлист”»,
И.Горюшкин-Сорокопудов «Фабрика Красный Октябрь», А.Колосов «Митинг»,1929 и
другие.
В начале 1930-х
гг. на первый план в искусстве выходит «соцреалистический эпос», в героическом
ключе воспроизводятся недавние революционные события, увековечивающие облик и
роль вождей революции («Ленин в Смольном» К.Юона, «Демонстрация на Красной
площади» Н.Никонова, портреты И.Сталина (П.Келин), В.Куйбышева (И.Бродский)).
Представлены портреты
«простых советских людей», ударников производства: А.Самохвалов -
«Работница»; Г.Ряжский – «Девушка в красном»; Н.Краснов - «Ударники колхоза им.
ХVI партсъезда».
На выставке
также можно увидеть фотографии праздничного оформления самарских улиц и
площадей в 1930-х гг., в стилистике которого использованы элементы авангарда.
В 1940-е –
1950-е годы символы революции – крейсер Аврора, Ленин и Сталин (до 1956 г.),
играли определяющую роль в официальном советском искусстве: графические работы
В.Бибикова «Крейсер Аврора»; автолитографии Е.Кибрика («Есть такая
партия!»), «Лениниана» Н.Жукова (1950-е).
В период
хрущевской оттепели романтическая окрашенность была присуща многим
произведениям, посвященным революционной теме. В их числе графические
листы: «Интернационал» (1970) Д.Бисти, автолитографии к «Мальчишу-Кебальчишу»
А.Гайдара (1967) И.Обросова, линогравюры новокуйбышевца М.Бедных
(«Тачанка», «Солдаты Конармии» и др.).
Творчество
куйбышевских художников 1960-х – 1980-х гг. на темы революции и
гражданской войны представлено работами В.Кныжова «Вступление Красной Армии в
Самару» (1969), В.Герасимова «1905 год», С.Федорова «Самарские комсомольцы 20-х
годов» (1986) и «Месяц в Горках» Р.Баранова (1979-1980). В трагической
обреченности больного вождя мирового пролетариата в картине «Месяц в Горках»
явственно сквозит дух приближающейся Перестройки, переоценивающей многие
явления советского времени.
На торжественном
открытии выставки посетителей музея приветствовал врио министра культуры Самарской области Сергей Васильевич Филиппов: «100-летие
русской революции — это настолько масштабная дата, что мы просто обязаны
относиться к ней серьезно и внимательно, чтобы
попытаться больше узнать это время. Искусство, как известно, было
призвано отражать жизнь. Сегодня важно понять, а что же происходило тогда в
сфере искусства, что творилось в головах творческой интеллигенции, как Россия
пришла к событиям 1917 года, и как потом из них выходила».
Выставка
продлится до 20 ноября.
Комментарии: