В областном художественном музее открылась выставка «Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 г.»

В Самарском областном художественном музее открылась выставка «Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 г.», посвященная одному из крупнейших событий ХХ века, произошедшему в России в 1917 году и повлиявшему на дальнейший ход всемирной истории. Музей представляет свою экспозицию, куда вошли более ста произведений живописи, графики и скульптуры, так или иначе интерпретирующих «лица и символы» революции, относящихся к периоду со второй половины 1910-х  до конца 1980-х годов. Первый  раздел выставки – преддверие революции и первые годы советской власти. Здесь представлено искусство русского авангарда, создавшего свой проект мироустройства. В 1918-1921-х поддержка государством нового искусства носила беспрецедентный характер. Был создан Отдел ИЗО под руководством Д. Штеренберга, петроградская Академия художеств преобразовывалась в Свободные мастерские (Свомас), в начале 1920-х преобразованные, вместе с Московским училищем живописи и ваяния, во Всероссийские художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В Отделе ИЗО служили В.Кандинский, К.Малевич, В.Татлин, А.Родченко. По их инициативе были организованы закупки произведений левого искусства для Музеев художественной культуры, часть работ распределялась по провинциальным музеям. Так, в 1919 году уроженец Самары, художник Н.Попов получил в Отделе ИЗО 35 работ современных авангардистов, которые составили основу самарской коллекции авангарда («Фантастический пейзаж. Эчмиадзин» Г.Якулова, «Город» О.Розановой, «Дама в кафе» Ле Дантю, «Супрематическая композиция» А.Веснина и др.). На выставке можно увидеть эскизы знамен, исполненные одним из первых самарских вхутемасовцев М.Степановым к 23 февраля 1928 г.,  и эскиз задника к спектаклям театра «Агитфонарь». Поступлению в 1919 году работ левых течений предшествовало важное для Самары событие: в 1917 г., в Самаре в здании Волжско-Камского банка состоялась выставка работ футуриста Д.Бурлюка, несколько из них вошли в коллекцию музея (среди них - «Девочка в красном платочке»). Второй раздел выставки посвящен творчеству художников АХРР. После 1921 г. в России делается выбор в пользу социалистического реализма. Возобновляют деятельность передвижники, в 1922 году зародилась Ассоциация художников революционной России – АХРР, которая явилась предтечей единого Союза художников СССР. Авангард был объявлен «вредными измышлениями». Вскоре стали возникать областные и республиканские филиалы АХРРа, которых к 1926 году насчитывалось уже около сорока, в том числе и в Самаре. На выставке представлены работы ахрровцев, экспонировавшиеся в 1920 –начале 1930-х в самарском филиале этой организации, они  выставляются в музее впервые: В.Костяницын «Маевка»; С.Соболев «Кашпирские сланцевые рудники»; А.Ржезников «Выпуск сланцевых топок на ульяновском заводе “Металлист”», И.Горюшкин-Сорокопудов «Фабрика Красный Октябрь», А.Колосов «Митинг»,1929 и другие. В начале 1930-х гг. на первый план в искусстве выходит «соцреалистический эпос», в героическом ключе воспроизводятся недавние революционные события, увековечивающие облик и роль вождей революции («Ленин в Смольном» К.Юона, «Демонстрация на Красной площади» Н.Никонова, портреты И.Сталина (П.Келин), В.Куйбышева (И.Бродский)). Представлены портреты «простых советских людей», ударников производства:  А.Самохвалов - «Работница»; Г.Ряжский – «Девушка в красном»; Н.Краснов - «Ударники колхоза им. ХVI партсъезда». На выставке также можно увидеть фотографии праздничного оформления самарских улиц и площадей в 1930-х гг., в стилистике которого использованы элементы авангарда. В 1940-е – 1950-е годы символы революции – крейсер Аврора, Ленин и Сталин (до 1956 г.), играли определяющую роль в официальном советском искусстве: графические работы В.Бибикова «Крейсер Аврора»;  автолитографии Е.Кибрика («Есть такая партия!»), «Лениниана» Н.Жукова (1950-е). В период хрущевской оттепели романтическая окрашенность была присуща многим произведениям, посвященным революционной теме. В их числе  графические листы: «Интернационал» (1970) Д.Бисти, автолитографии к «Мальчишу-Кебальчишу» А.Гайдара (1967) И.Обросова, линогравюры  новокуйбышевца М.Бедных («Тачанка», «Солдаты Конармии»  и др.). Творчество куйбышевских художников  1960-х – 1980-х гг. на темы революции и гражданской войны представлено работами В.Кныжова «Вступление Красной Армии в Самару» (1969), В.Герасимова «1905 год», С.Федорова «Самарские комсомольцы 20-х годов» (1986) и «Месяц в Горках» Р.Баранова (1979-1980). В трагической обреченности больного вождя мирового пролетариата в картине «Месяц в Горках» явственно сквозит дух приближающейся Перестройки, переоценивающей многие явления советского времени. На торжественном открытии выставки посетителей музея приветствовал врио министра культуры Самарской области Сергей Васильевич Филиппов: «100-летие русской революции — это настолько масштабная дата, что мы просто обязаны относиться к ней серьезно и внимательно, чтобы  попытаться больше узнать это время. Искусство, как известно, было призвано отражать жизнь. Сегодня важно понять, а что же происходило тогда в сфере искусства, что творилось в головах творческой интеллигенции, как Россия пришла к событиям 1917 года, и как потом из них выходила». Выставка продлится до 20 ноября.  

Комментарии:

Авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
^ Наверх