Семинар-совещание «Модель управления пилотными проектами по реализации федерального закона о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере» стартовало в Ханты-Мансийске сегодня, 16 июля. Приводим полные комментарии участников совещания:
Заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров:
«Год назад был принят закон о государственном (муниципальном) социальном заказе. За прошедший год на федеральном уровне сформирована нормативно-правовая база, и все 16 пилотных субъектов Российский Федерации также приняли свои акты и приступили к реализации социального заказа в тех отраслях, которые установлены этим законом. Ханты-Мансийский автономный округ всегда был лидером среди регионов, внедряющих новые формы оказания социальных услуг согласно рейтингам Минэкономразвития, Министерства финансов, а также по показателям привлечения негосударственных организаций. Также ХМАО выступает лидером по показателю использования социальных сертификатов, был в числе пилотных регионов, по опыту которых готовился этот законопроект. Поэтому мы признательны руководству округа за возможность собрать здесь все пилотные регионы для того, чтобы обсудить ход реализации этого закона и, самое главное, наметить пути дальнейшей реализации в 2022-2024 годах, которые станут решающими для апробации новых механизмов. На сегодняшний день в основном наша работа заключалась в составлении нормативно-правовой базы. На следующем этапе мы должны начать работу над новыми финансовыми механизмами, планируем внедрить использование информационных технологий, то есть хотим приступить к практике внедрения социального заказа.
Для граждан появляется право выбора поставщика бесплатных услуг. Сейчас у нас в одних местах очередь, в других местах невостребованные мощности, а перейти из одного учреждения в другое очень сложно. Внедрение социального заказа в форме социального сертификата позволит гражданину самому выбирать поставщика услуг. Конкурентная среда подталкивает их к тому, чтобы повышать качество, делать более разнообразными свои программы, и мы видим эти эффекты, в том числе и в вашем регионе. Опыт показывает, что основная часть сертификатов идет в бюджетные учреждения, они начинают бороться за потребителя.
Мы предлагаем поправками к закону добавить ещё как минимум две услуги в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности и профилактики социально значимых заболеваний. Самое главное, на примере этого выборочного количества доказать и показать на практике, что граждане и поставщики услуг получают преимущества. Мы планируем со следующего года расширить территориальную сферу практически в 2 раза, с 16 регионов до 29. Таким образом, у нас будет значительно репрезентативный региональный опыт внедрения новых форм. Дальше будем принимать решения в каком формате будут работать этот закон к 2024 году».
Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Елена Мухтиярова:
«На рынке труда наблюдаются позитивные тенденции, рынок труда постепенно восстанавливается. Сегодня в центрах занятости зарегистрировано менее 1,2 млн безработных граждан. При этом приоритеты постепенно сдвигаются от простого поиска места работы к возможностям для самореализации, построения карьеры. Именно проводится реформа центров занятости. Мы рассчитываем, что благодаря соцзаказу у нас будет появляться все больше партнеров - как среди коммерческих организаций, так и среди НКО.
Это позволит в том числе гражданам через систему сертификатов самостоятельно выбрать исполнителя для оказания услуг в сфере занятости. Мы вместе с регионами будем анализировать регионов-пилотов. Текущий этап — подготовительный. Рассчитываем, что активное привлечение партнеров в социальный заказ начнется со следующего года».
Заместитель Министра спорта Азат Кадыров:
«Новый закон интересен с точки создания конкурентной среды, повышения качества услуги населения. Что касается сферы физической культуры и спорта, мы сегодня находимся в пилоте с так называемой нашей спортивной подготовкой, и следующий шаг уже будет о введении в закон физкультурно-оздоровительной услуги. На наш взгляд, физкультурно-оздоровительная услуга более востребованное направление в рамках социального заказа, она позволит людям получать качественные услуги. Люди сами смогут выбирать те организации, которые оказывают физкультурно-оздоровительные услуги, где они будут чувствовать приемлемое качество уровня обслуживания. Поэтому, безусловно, это очень хорошее направление деятельности, и оно позволит людям почувствовать заботу государства, самостоятельно выбирать качество.
Сегодня 4 региона, в том числе Ханты-Мансийский автономный округ, находятся на самых первых шагах, и, конечно, говорить о каких-то глобальных результатах мы не можем. Мы на этапе проработки положения закона поднимаем те вопросы, которые нам предстоит решить, с которыми предстоит столкнуться, чтобы в будущем мы делали правильные шаги и не усложняли жизнь населению, особенно детям, которые занимаются спортивной подготовкой. Первые явные результаты появятся через год, мы их проанализируем и сможем сделать соответствующие выводы, поделиться с нашими коллегами, правильно ли мы выбрали вектор, в правильном ли мы идем направлении, или наоборот нам нужно что-то поменять».
Первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Алексей Охлопков:
«Сегодня уже много говорилось о том, что больше года действует закон о государственном (муниципальном) заказе на услуги в социальной сфере. Конечно, закон реализует основные принципы, что деньги идут за потребителем. В отличие от обычного освоения денег речь идет о предоставлении услуги. И эта работа концептуально изменена. Исходя из общих принципов конкуренции и повышения эффективность, в целом это должно повысить доступность и качество услуги. Ситуация, когда потребители сами выбирают, где эту услугу получать, повышает качество и доступность».
Заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Всеволод Кольцов:
«Сегодня обсуждается реализация закона в масштабах страны. Югра ранее начала использовать те механизмы, которые были нормативно оформлены с 189 законом. Сегодня звучало у наших федерльных спикеров тезис о том, что модели, которые использовала Югра, в определённой части легли в конструкцию 189 закона. Этот опыт был тиражирован в масштабах страны. Сегодня уверенно говорю о том, что мы ожидаем еще много нужных и правильных перемен, но уже изменилась структура рынка социальных услуг, количество негосударственных поставщиков приближено к 50%, то есть у нас рынок перестал быть государственным. 50% игроков, а это каждый второй, негосударственные поставщики.
Каждая 4 услуга, полученная нашими жителями, которые наделены правом получения бесплатных социальных услуг, получил у негосударственного поставщика. Самоцели передать все в негосударственный сектор нет, главное – создать конкурентность. Это нужно для того, чтобы услуга была доступной и качественной. Модель использования включения в негосударственный сектор привела к тому, что по итогам 2020 года 99% людей, получившие слуги, удовлетворены качеством их оказания. Это те перемены, которые произошли за этот период».
Заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Юрий Южаков:
«Отмечу большой накопленный Югрой опыт о вовлечении негосударственного сектора в оказание услуг. За 2020 год только в сфере физической культуры и спорта более 500 негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Это важно.
Особенность и в том, что мы не изымаем из негосударственного сектора определенную часть услуг и не перемещаем в негосударственный сектор, не создаем отдельную нишу. Концепция закона – создать конкретность. И в этой связи те средства, которые регион уже использует, имеют возможность эффективно работать и предоставлять негосударственному сектору конкурировать на равных, доказывать свою жизнеспособность, состоятельность.
Выбирая вид спорта для апробации, мы выбрали шахматы. Они имеют распространение в нашем регионе, культивируются как базовый вид спорта. Очевидно, что апробацию закона не следовало перегружать дополнительными сложностями, например, теми, которые в силу специфики сопровождают спортивную подготовку в биатлоне или хоккее. Отмечу, что мы будем работать с начальным этапом спортивной подготовки.
Комментарии: