Состоялось общественное обсуждение концепции дальнейшего использования объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс дачи Головкина, начало XX в., арх. Головкин К.П.»

11 мая в Музее Модерна состоялось общественное обсуждение концепции дальнейшего использования объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс дачи Головкина, начало XX в., арх. Головкин К.П.» как объекта культуры «Музей Модерна». В мероприятии приняли участие врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов, представители музейного сообщества, общественные деятели и журналисты. Напомним, в начале этого года с предложением об открытии на «Даче со слонами» музея выступила инициативная группа во главе с заведующим Музея Модерна Михаилом Савченко. Глава региона Дмитрий Азаров поручил министерству культуры доработать концепцию с учетом мнения специалистов. Сергей Филиппов: «Сейчас эта презентация проводится для того, чтобы в обсуждении концепции смогли принять участие все заинтересованные в дальнейшей судьбе «Дачи со слонами», которая находится в собственности управляющей компании системы ЖКХ. В дальнейшем должна состояться передача объекта в собственность Самарской области и конкретному учреждению культуры, подчиняющемуся региональному минкульту».Дом представляет собой уникальный образец самарского модерна, является памятником архитектуры федерального значения. Дача построена в 1908-1909 годах, когда модерн был наиболее популярным стилем российской архитектуры. Проект принадлежал перу самого хозяина К.П. Головкина. Спроектирована дача как летняя творческая резиденция купца, куда он выезжал из Самары в теплые месяцы, где писал волжские пейзажи, гулял, любовался закатом, занимался астрономией, проводил время с семьей, устраивал встречи, собрания, пикники. Ландшафтно-архитектурный ансамбль дачи представлен жилым домом, состоящим из трех объемов, прорезанных высокими узкими окнами, легендарных скульптур двух слонов, хорошо видимых с Волги, женской скульптурой, располагающейся перед входом в здание и парковой зоной, которая окружает дом и спускается к реке. В этом причудливом здании со слонами, которые породили расхожий иронический слоган «Самара – родина слонов», сходятся несколько важнейших для идентичности самарцев тем: купечество («купеческий город»), модерн (дореволюционное наследие Самары, «Самара – город модерна»), природа (волжские виды, волжские пейзажи), дача (дачная культура, летняя жизнь). Михаил Савченко: «Для меня важно сегодня сформулировать эту позицию, что наследие Самары в архитектурном плане, наследие модерна – это национальное достояние нашей страны. Хотелось бы, чтобы именно этот контекст, это понимание формировало те подходы, ту уверенность, с которыми мы движемся дальше».Цель создания музея, по мнению авторов концепции, состоит в формировании региональной самарской идентичности и представление ее российскому и мировому сообществу через актуализацию и популяризацию искусства и архитектуры эпохи модерна. Согласно концепции, интерьеры музея будут в стиле модерн, постоянная экспозиция на втором этаже должна быть посвящена К.П.Головкину, его проектам, купеческой деятельности, мечтам и планам. Сменная экспозиция первого этажа может меняться раз в несколько лет и отражать такие темы как самарский модерн, купечество, изобретение и наука 20 века и многие другие.Отдельное место в концепции занимают темы дачной культуры, возможности использования пространства дачи в качестве творческой резиденции, использования садово-парковой зоны для проведения экскурсий, фестивалей, концертов, семинаров, круглых столов, семейных выходных дней с мастерскими и занятиями. По задумке авторов дача станет так необходимым для жителей района локальным культурным центром в пешей доступности, для создания которого первостепенной задачей является развитие ближайшей инфраструктуры. Итогом реализации концепции должно стать повышение интереса к теме модерна в Самаре, формированию популярного регионального туристического бренда, создание культурного и просветительского центра для горожан, создание художественной резиденции, которая позволит включить Самару в российский художественный контекст, привлечь в город художников с мировым именем. Представленная концепция вызвала живое обсуждение. Звучали предложения создать на даче «Дом искусств», филиал городской детской картинной галереи, рассмотреть кластерный подход к даче Головкина, то есть, привлечь речников, галеристов и мастеровых, ландшафтных дизайнеров и рестораторов. Татьяна Овчинникова от имени потомков Головкина заявила, что они одобряют и поддерживают представленную концепцию. Заместитель директора по научной работе государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» Елена Митрофанова также высказалась за то, чтобы «Дача со слонами» в дальнейшем функционировала как музей. Подводя итоги обсуждения, глава регионального минкульта Сергей Филиппов резюмировал, что все предложенные варианты не противоречат друг другу, и к середине июня текущего года появится первый рабочий вариант обобщенной концепции развития «Дачи со слонами» К.П.Головкина с учетом пожеланий общественности.

Комментарии:

Авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
^ Наверх