В
конце 2016 года Президент РФ Владимир
Владимирович Путин дал поручение разработать новую модель деятельности
первичного звена здравоохранения – поликлиник, в которых отмечается больше
всего проблем, недовольства и жалоб пациентов. Проект «Создание новой модели
медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» был
разработан и запущен в ноябре в трех городах РФ – Ярославле, Калининграде,
Севастополе. Через полгода результаты пилотного проекта рассмотрели и
рекомендовали к применению в 33 регионах страны. Самарская область в их число
не вошла, но специалисты региона решили самостоятельно реализовать проект на
своей территории.
Начали
с трех крупнейших городских поликлиник – Самарской городской поликлиники №13
Железнодорожного района и двух Тольяттинских – №2 и №3. Затем проект охватит
остальные городские поликлиники и сельские амбулатории.
Цель
проекта – помочь жителям получать необходимую медицинскую помощь быстро, без
очередей и многократных хождений за талонами к врачу, на диагностические и
лечебные процедуры.
«Мы стартовали в этом проекте 3 июля
этого года, -
отметил заместитель министра здравоохранения Самарской области С.А.
Вдовенко. - И для работы в проекте
выбрали самые проблемные учреждения: все они обслуживают большое число жителей,
имеют несколько разбросанных по территории филиалов, отделений, которые по
большей части находятся в приспособленных помещениях на первых этажах жилых
зданий, испытывают кадровый голод, сталкиваются с большим количеством жалоб
пациентов. В будущем мы рассчитываем, что все 64 подведомственных министерству
региона учреждения амбулаторно-поликлинического звена будут работать по
принципам бережливого производства. Впрочем, принципы эффективной организации
работы врача, фельдшера, медицинской сестры, создание комфортных условий
пребывания, снижение времени пребывания в учреждении и разделение потоков
пациентов универсальны и актуальны для всех медицинских учреждений:
стационаров, станций скорой помощи».
Работа
по проекту рассчитана на два года – до конца 2019 года. Но первые результаты
появились практически сразу. Так, главный врач Самарской городской поликлиники
№13 Железнодорожного района В.Д. Милованов рассказал, что организационные меры по наведению порядка в регистратуре
способствовали снятию напряженности у пациентов еще до визита к врачу. Здесь
удалось отработать процессы записи на прием к врачу, ввести дополнительные
телефонные линии для населения, поднять профессиональный уровень и зарплату
медицинских регистраторов, снизить время ожидания пациента у кабинета врача.
Заместитель
главного врача по организационно-методической работе Тольяттинской городской
клинической поликлиники №3 М.Е. Рогожева рассказала, что поликлиника
считается самой крупной в Российской Федерации, она обслуживает 300 тысяч
населения Автозаводского района Тольятти. Используя опыт пилотных регионов,
работу по проекту здесь начали с организации самого проблемного (по мнению
посетителей учреждения) процесса получения
диагностических услуг в плановом порядке. Не всегда пациент мог получить
направление-талон с указанием конкретной даты и времени на диагностическую
процедуру при первом посещении. Это вызывало недовольство и пациентов, и
медиков. Тогда были приняты меры по перераспределению и обеспечению медиков
персональными компьютерами, создали дополнительные рабочие места, обучили
сотрудников, разработали систему записи на диагностические услуги в электронном
виде. Пациенты сразу заметили и оценили перемены, стало гораздо удобнее,
сократились очереди, время получения талона. А это и есть основная цель проекта
- повысить качество медицинских услуг, степень удовлетворенности пациентов. К
слову, это один из ключевых индикаторов, по которому будут оценивать выполнение
программы.
Заместитель министра здравоохранения Самарской области С.А. Вдовенко:
«Организация работы по проекту «Бережливая поликлиника» позволяет сберечь
время пациентов, ресурсы, в том числе и кадровые (а их дефицит по-прежнему
острее ощущается именно в амбулаторно-поликлиническом звене), а главное –
сберечь в конечном счете нервы и здоровье жителей».
Комментарии: