С докладом на заседании Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» выступил губернатор Челябинской области Борис Дубровский.
Стенограмма выступлений.
В. Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
В нашей сегодняшней повестке – задачи поэтапного перехода России к модели устойчивого развития, и не просто к модели устойчивого развития, а экологически устойчивого развития. Я хочу это подчеркнуть, мы говорим о развитии экономики страны, но с упором на решение экологических проблем.
Вопрос исключительно важный для повышения эффективности, прежде всего, всей национальной экономики, с одной стороны, и в то же время для улучшения качества жизни наших людей, для раскрытия потенциала наших регионов – с другой.
Напомню, что наступающий 2017 год объявлен Годом экологии, а экологическое направление как приоритетное заложено в недавно утверждённую Стратегию научно-технологического развития России.
Понятно, что работа предстоит долгосрочная – на 20, на 30 лет и более. Но если не начинать масштабные мероприятия по этому направлению, то мы будем вечно топтаться на месте, ссылаясь на то, что денег не хватает на решение текущих задач, – это не даст нам перейти к решению задач стратегического характера. На потом откладывать уже невозможно.
Хочу подчеркнуть, гигантский, именно гигантский ресурсный потенциал России, безусловно, имеет планетарное значение. Наша страна располагает колоссальными запасами пресной воды, лесных ресурсов, огромным биоразнообразием и выступает как экологический донор мира, обеспечивая ему почти 10 процентов биосферной устойчивости.
Ещё в начале ХХ века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придётся взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы. И такое время, безусловно, наступило. Человечество уже накопило огромное количество экологических долгов и продолжает испытывать природу на прочность. Это отражается и на самих людях. Не хочется говорить, но не сказать об этом тоже нельзя: каждый год в мире умирает только 7–8 миллионов человек в результате загрязнения атмосферного воздуха и воздуха помещений. Очень тяжёлые и тревожные цифры. Это имеет прямое отношение и к нашей стране. По ряду направлений нагрузка на природу достигла критических значений. В итоге ежегодный экономический ущерб доходит до 6 процентов ВВП, а с учётом последствий для здоровья людей – и до 15 процентов.
Обозначу самые острые экологические проблемы, которые требуют приоритетного решения. Ключевой вопрос – достижение кардинального снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, их сбросов в водоёмы и в почву, прежде всего за счёт технологического перевооружения промышленности, внедрения наилучших доступных технологий. Ряд крупных компаний уже реализуют свои программы по охране окружающей среды, но мы знаем, что далеко не все предприятия уделяют этим вопросам должное внимание.
Конечно, как я уже сказал в самом начале, это требует вложения средств, но нужно понимать, что экологически чистые технологии – это не только приоритет, это в конечном итоге приводит и к серьёзному экономическому выигрышу. Полагаю, что бизнес услышит меня, требования о внедрении таких технологий не будут откладываться. Мы уже не можем спускать всё на тормозах; принято решение отложить некоторые мероприятия (я ещё об этом скажу), но дальше уже переносить ничего не будем. Добавлю, что наилучшие доступные технологии – это мощный ресурс повышения эффективности и конкурентоспособности отечественных компаний, всей российской экономики.
Обращаюсь также и к министерствам, к ведомствам, ответственным за выпуск нормативных актов по таким технологиям: необходимо обеспечить их своевременную подготовку и учесть, что предприятиям нужно, конечно, разумное время для внедрения технологий, а значит, нужно своевременно готовить и нормативную базу. Но, повторю, бесконечно затягивать вопрос тоже невозможно.
Ситуация с вредными выбросами остаётся крайне неблагополучной. Половина городского населения живёт в условиях высокого уровня загрязнения воздуха. Вклад автотранспорта: и личного, и общественного – составляет от 50 до 90 процентов. Значительная часть поверхностных вод оценивается сегодня, как «грязные» и «экстремально грязные». Семь процентов жителей не обеспечены качественной питьевой водой. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Если мы и дальше будем обходиться полумерами и ссылаться на более важные задачи, то к 2050 году выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов достигнут критического предела, а это значит – мы с вами прекрасно понимаем, что это значит, – это значит, что будущим поколениям мы оставим среду, непригодную для жизни. Поэтому необходимо как минимум в два раза сократить загрязнения и выбросы.
Важное направление – совершенствование системы экологической информации. Кстати, само это понятие пока не закреплено в законе. Данные о загрязнении окружающей среды фрагментарны и оседают в разных ведомствах, а так называемые сводные расчёты загрязнения воздуха проводятся в крупных городах всего лишь 12 регионов Российской Федерации. Всё это осложняет оценку состояния окружающей среды в целом по стране, не говоря уже о возможности долгосрочных прогнозов. Конечно, хотелось бы сегодня услышать, что нужно сделать, по вашему мнению, для исправления такой ситуации.
Ещё одна важная задача – обезвреживание отходов производства и потребления. Их общее количество составляет сейчас свыше 30 миллиардов тонн. Мусор выбрасывают где придётся и как придётся, и такие свалки занимают почти 48 тысяч гектаров. Вы знаете, что законодательно уже введены жёсткие нормы утилизации и обезвреживания коммунальных отходов, но вступление в силу этих норм мы тоже пока сдвигаем вправо. Хотел бы услышать, как идёт разработка необходимых документов и что уже сделано, что граждане знают об этих нововведениях.
Прошу также докладчиков особое внимание уделить вопросам обращения с отходами повышенной опасности.
Далее – это постоянно звучит в выступлениях на эту тему, в Послании этого года тоже об этом говорилось, – активная вовлечённость граждан, общественных организаций в различные социальные проекты, в том числе в решение экологических проблем. Уже говорил, не нужно прятаться от людей в своих кабинетах. Люди, безусловно, хотят знать, и имеют право знать, и имеют право участвовать в экологических, просветительских акциях, в конкретных делах по улучшению качества жизни, по благоустройству домовых территорий, парков, скверов. Я просто убеждён, доверие к инициативам граждан, диалог и партнёрство с общественными движениями – очень важное условие формирования высокой экологической культуры в стране.
Прошу Сергея Борисовича Иванова, председателя оргкомитета по проведению Года экологии, взять под свой патронат экологические проекты с участием волонтёров, в том числе по линии Русского географического общества и других объединений.
Уважаемые коллеги! Я обозначил только некоторые, далеко не все вопросы, требующие нашего внимания, – полагаю, что они прозвучат в докладах и в выступлениях: это решение проблем энергосбережения, сохранение лесов, почв, водного пространства, уникальных природных объектов, редких видов животных и растений. Необходимо также обеспечить реализацию программ сбережения и экологического оздоровления таких наших общенациональных объектов, как Волга, Байкал, Телецкое озеро на Алтае.
И прошу выступающих сконцентрироваться на мерах и предложениях по улучшению ситуацию, на мерах и предложениях, которые мы можем и должны в самое ближайшее время реализовать.
Б. Дубровский: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Государственного Совета, коллеги!
Тема Госсовета «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» вызвала живой интерес и в научно-экспертном сообществе, и в самых широких кругах.
На этапе подготовки доклада был дан анализ степени влияния лобальных экологических проблем на развитие России, сформирован перечень внутренних экологических проблем и вызовов.
В докладе мы обосновали необходимость перехода к «зеленому», экологически устойчивому развитию в качестве национального стратегического приоритета.
Достойное существование нынешнего и будущих поколений сможет обеспечить только эффективное использование природного капитала. Идея сама по себе не новая и, как отметил в своем выступлении Владимир Владимирович, родилась она в России. Именно наш великий соотечественник академик Вернадский почти столетие назад первым ввел в научный оборот термин «устойчивое развитие». Суть идеи проста и понятна: нельзя противопоставлять Природу и Человека, который сам является неотъемлемой частью Природы.
Нужно честно признать: ни сегодня, ни в обозримом будущем мы не сможем отказаться от использования природных ресурсов. Но мы должны ясно представлять себе механизмы и процесс измерения природного капитала. Поиск новой шкалы измерений идет сейчас во всем мире, и Россия, я уверен, должна опередить всех.
Со времен Адама Смита природные ресурсы оцениваются по степени их вовлеченности в хозяйственный оборот. Даже зная об экологических пределах роста, мы продолжаем оценивать уровень развития типовыми показателями. Ключевым из них считается рост валового внутреннего продукта. Но он лишь фактически иллюстрирует скорость перевода природного капитала в физический, без комплексного учета социальных и экологических результатов. А они могут быть и отрицательными.
Думаю, здесь будет уместно вспомнить принцип «двойной записи», который с 15 века используется в бухгалтерском учете. Применительно к нашей теме это выглядит следующим образом.
У Человечества есть пассивы – это наши природные ресурсы, наш природный капитал. И есть активы – Человеческий капитал. Наша задача – «перевести» пассивы в активы с минимальными потерями. То есть, использовать природные ресурсы для наращивания человеческого капитала.
В докладе мы обосновали необходимость дополнения показателя валового внутреннего продукта новыми индикаторами, которые будут количественно отражать устойчивость развития. Потребуется сформировать систему национальных счетов, которая оценивает состояние окружающей среды и стоимость экологических благ. Это должно учитываться в документах стратегического планирования и позволит нам реально управлять процессами.
Мы уверены: результат построения такой системы планирования усилит роль России в решении глобальных экологических проблем, о чем Вы, уважаемый Владимир Владимирович, говорили в своем выступлении.
Уважаемые коллеги, в ходе работы над докладом для меня, как руководителя промышленного региона, было полезно подняться на академический уровень, чтобы увидеть «большое на расстоянье». Это помогло нам с коллегами сфокусироваться на конкретных вопросах, которые волнуют большинство людей уже сегодня. В порядке актуальности это: - качество атмосферного воздуха и потребляемой питьевой воды; - ситуация с бытовыми отходами; - ликвидация нанесенного вреда природе; - сохранение привычных природных ландшафтов.
В ст. 42 Конституции России закреплено право «каждого «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Здесь мы видим три основных составляющих, каждая из которых требует работы. Авторы Доклада предложили блок решений для реализации этой комплексной задачи в средней и долгосрочной перспективе. В него входят: – изменения и дополнения в действующее законодательство в сфере природопользования и охраны окружающей среды; – многоуровневая система мотивации создания «чистых» производств, в том числе через введение специальных рыночных инструментов; – комплекс мероприятий по развитию возобновляемых источников энергии; – новые требования к экологическому просвещению и эффективные механизмы взаимодействия с гражданским обществом.
Предлагаемые меры масштабны и во многом взаимоувязаны, а поэтому не могут уложиться в так называемые «простые решения». Алгоритм реализации предлагаемых мер достаточно подробно изложен в Докладе. Коротко остановлюсь на ключевых вопросах.
Во-первых – управление качеством атмосферного воздуха.
После 2000-го года практически не наблюдается ощутимого снижения загрязнений атмосферы промышленных городов. Это говорит о том, что мы исчерпали возможности действующей модели управления качеством атмосферного воздуха, и надо искать новые инструменты.
Мы такие инструменты видим, и суть их в следующем. Предлагается оценивать совокупное воздействие всех источников загрязнения в городе – проводить сводный расчет предельно допустимых выбросов - и на его основании определять допустимый вклад каждого источника в формирование нормативного качества воздуха в жилой зоне. Этот вклад – квота - станет основой для принятия предприятием конкретных программ и технологических решений. Их результатом должны стать темпы уменьшения загрязнений в городской черте.
Одновременно квота определяется для транспортных потоков. Ответственность за ее обеспечение ляжет на муниципалитеты и региональные власти. Они должны определить свои инструменты влияния, а это, прежде всего, направления развития общественного транспорта, переход на экологически безопасные транспортные средства, современные градостроительные решения для регулирования мощности транспортных потоков.
Эффективность такого управления легко определяется по тому, насколько снижаются концентрации вредных веществ в воздухе жилых зон. Необходимые данные для управленческих решений дадут уже существующие системы мониторинга Росгидромета и Роспотребнадзора. Основным показателем результативности этой совместной деятельности станет степень удовлетворения общественного запроса на чистый воздух. А это уже индикатор устойчивого развития.
В Докладе предлагается включить эти инструменты, а именно: сводный расчет загрязнений, квоты концентраций загрязняющих веществ, мониторинг в жилых зонах как основа управленческих решений - в действующие законодательные и нормативно-правовые акты. Это даст возможность максимально предметно ставить задачи перед органами власти и промышленными предприятиями.
Предлагаю определить пилотные регионы для отработки предложенных мер, и сразу скажу, что Челябинская область готова стать таким регионом. Мы ожидаем, что это придаст новый импульс нашему развитию.
В своей практике мы также нередко сталкиваемся с ростом общественных и экологических рисков в ходе реализации крупных инвестиционных проектов. Мы считаем, что комплексная оценка экологических последствий таких проектов на начальном этапе их реализации позволитсбалансировать интересы бизнеса и общества. Этому должны способствовать четкие и «прозрачные» механизмы государственной экологической экспертизы.
Следующая проблема – уменьшение площади земель, которые должны обеспечивать потребности нынешних и будущих поколений. Уже сейчас на планете безвозвратно утрачена треть плодородных почв. В России этот показатель составляет 7 %, но это не повод для самоуспокоения. Процесс утраты земель ускоряется, из оборота постоянно выводятся новые площади, причем не только под производство, но под его отходы и свалки. Как Вы, Владимир Владимирович, отметили, вызывает особую тревогу неконтролируемое обращение отходов высоких (1-2) классов опасности, которые по факту могут рассматриваться как химическое оружие. Их обращение должно регулироваться специальными требованиями безопасности для защиты населения, предотвращения возможных террористических угроз. Мы считаем, что именно здесь должны в первую очередь внедряться высокотехнологические механизмы контроля при транспортировке и наилучшие доступные технологии в переработке. Надеюсь, Сергей Ефимович (Донской) коснется этой темы более подробно.
Очень коротко скажу о проблеме коммунальных отходов, решение которой невозможно более откладывать. Регионы оказались в разной степени готовности к построению новой системы обращения с отходами. Но, уважаемые коллеги, ведь и степень остроты этой проблемы у всех разная. Принятое решение предоставить регионам право самостоятельно определить срок внедрения новой системы в течение определенного переходного периода соответствует интересам «зеленой» экономики и вполне реалистично. Граждане к введению такой системы должны быть подготовлены, это работа региональных властей.
Еще одна, чрезвычайно важная, на наш взгляд, тема – экологическое просвещение. Важно сформировать у каждого гражданина четкую позицию в отношениях с природой, чтобы он понимал, как его «бытовое» поведение влияет на глобальные природные процессы. Замечу, что отсутствие необходимого уровня экологической грамотности, неготовность объективно оценить соответствующую информацию способствует росту уровня «экологического нигилизма» - а значит, отрицанию любого развития. На этом фоне многие наши сограждане утрачивают способность критично воспринимать поступающую из различных источников экологически значимую информацию.
«Экология» - это, в первую очередь, знание. И мы считаем, что это знание наша система образования должна давать не факультативно, а в качестве базовой дисциплины. Экологический компонент должен присутствовать во всех образовательных программах, начиная с детского сада. Только тогда на уровне сознания станет нормой понимание личной ответственности каждого за будущее, где Человечество, ставшее на сегодня уже геологической силой, сможет уверенно продолжить свое развитие.
Уважаемые коллеги!
В своем выступлении я конспективно и где-то эмоционально изложил итоги нашей почти полугодовой работы. Надеюсь, что мне и моим коллегам удалось сформулировать принципы, которые помогут нам обеспечить дальнейшее устойчивое развитие России, в интересах нынешнего и будущих поколений.
В этой связи процитирую Владимира Ивановича Вернадского, который почти век назад, когда издержки индустриальной эпохи еще носили контурный характер, писал: «Перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это, и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление».
Искренне надеюсь на общее понимание задач и подходов к их решению, и с этим мы войдем в Год экологии, чтобы совместно реализовать задуманное.
В заключение я хотел бы поблагодарить всех участников рабочей группы за их вклад в результаты нашей работы, поздравить всех с наступающим Новым Годом, пожелать всем здоровья, успехов и чистого голубого неба над головой.
Спасибо за внимание.
Стенограмма заседания Госсовета на сайте kremlin.ru/
Фото с сайта kremlin.ru/
Комментарии: