В вузах Югры появятся новые международные образовательные программы

Заседание совета по вопросам высшего образования и науки провела губернатор Югры Наталья Комарова. «27 января ученым советом Сургутского государственного университета принято решение о создании на его базе Югорского центра археологии и этнографии. В данное время ведется работа по формированию штата сотрудников, плана работы центра, изменению государственного задания, учитывающего это решение, – отметила глава региона, предваряя заседание. – Департамент образования и молодежной политики совместно с вузами разрабатывает новую государственную программу «Научно-технологическое развитие Югры». 2 февраля состоялась стратегическая сессия, определен состав рабочей группы по разработке этого документа. Прошу рабочую группу, департамент учесть в программе мнение молодых ученых, аспирантов». В продолжение разговора Наталья Комарова подчеркнула, что в повестке – предложения по развитию экспортного потенциала югорских вузов, тренды, перспективы международного партнерства, модели реализации образования без границ, набор иностранных студентов, включение образовательных программ учебных курсов на иностранных языках, участие в международных образовательных и научных проектах, объединение вузов в консорциумы для реализации образовательных программ на иностранном языке, ведение маркетинговой деятельности, направленной на привлечение иностранных студентов. В ходе обсуждения экспортного потенциала югорских вузов ректор Сургутского государственного университета Сергей Косенок напомнил, что ключевая цель внедряемого в России федерального проекта «Экспорт образования» – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке, таким образом нарастить несырьевой экспорт страны. «Экспортный потенциал университета определяется наличием высококвалифицированных специалистов, современной материально-технической базы, развитой электронной информационно-образовательной среды. Определяющим условием является высокий уровень международной деятельности. Сургутский государственный университет является частью глобального мира и активно развивает международное сотрудничество. С 2017 года университет является одним из 18 российских вузов – участников всемирной инженерной инициативы CDIO. Ряд программ в СурГУ выстроен на основе международных стандартов инженерного образования. Такой подход обеспечивает практическую направленность обучения, активное использование проектных технологий», – продолжил ректор. Сергей Косенок отметил, что важную роль в реализации экспортного потенциала играет наличие в университете современной электронной информационно-образовательная среды, позволяющей вести полноценное обучение в онлайн-формате. С 2020 года в медицинском институте на специальность «Лечебное дело» зачислены студенты из Египта, с 2021 года – из Индии. В течение всего периода обучение ведется на английском языке. В настоящее время международный отдел ведет переговоры о расширении контингента студентов из Индии. Ректор Югорского государственного университета Роман Кучин сообщил, что для реализации проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» вуз определил для себя три целевые модели экспорта образования: внутренняя интернационализация; совместные образовательные программы; онлайн-обучение. «В части внутренней интернационализации в начале 2021 года в Югорском государственном университете было открыто подготовительное отделение для иностранных граждан. Основными направлениями подготовки стали естественно-научное, техническое, гуманитарное. Совместно с Русским домом в Лусаке был организован дистанционный подготовительный курс для 10 слушателей. Трое из них поступили в Нижневартовский государственный университет, семеро – в ЮГУ», – доложил Роман Кучин. Также министерством науки и высшего образования в 2022 году университету выделены контрольные цифры приема на подготовительное отделение для иностранных граждан и лиц без гражданства 23 человек. Обучение начнется в октябре. Запланировано открытие междисциплинарных программ магистратуры «Экономика низкоуглеродного развития», «Математическая робототехника и искусственный интеллект» и ряда других. В 2022 году будет запущена магистерская программа «Углеродное регулирование в условиях изменения климата» совместно с российскими и международными партнерами, в числе которых институт лесоведения Российской академии наук, институт мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН, Хельсинкий и Грайфсвальдский университеты. В среднесрочной перспективе планируется переход от пассивного экспорта образования к институциональной интернационализации; увеличение числа иностранных студентов до 20 процентов; проектирование, строительство и реконструкция имеющейся инфраструктуры для создания благоприятной и привлекательной среды обучения и работы для иностранных граждан; укрепление и расширение научного потенциала университета через создание инновационных лабораторий и привлечение ведущих мировых ученых, высококвалифицированных специалистов; повышение конкурентоспособности на международном образовательном рынке. Ректор Нижневартовского государственного университета Сергей Горлов в продолжение заседания доложил, что в вузе основными направлениями работы по повышению привлекательности и конкурентоспособности образовательных программ, развитию экспортного потенциала стали участие в международных образовательных выставках; привлечение абитуриентов, создание подготовительного отделения для иностранных граждан; разработка и реализация совместных образовательных программ; развитие цифровых образовательных онлайн-ресурсов для сопровождения учебного процессах. «В результате участия в международных выставках в 2021 году были зачислены 119 студентов из Киргизии, – продолжил Сергей Горлов. – В июне 2022 года будет проведена летняя школа совместно с исследователями и студентами Барселонского университета. Ее участники будут работать над изучением биоразнообразия Югры». По словам ректора Сургутского государственного педагогического университета Владислава Засыпкина, вклад вуза в развитие экспортного потенциала российского образования заключается, в первую очередь, в продвижении русского языка за рубежом. У вуза имеются тесные деловые контакты с университетами Словакии, опыт повышения квалификации учителей русского языка из Киргизии и Казахстана, установлены контакты с университетами из Чехии, Польши, Венгрии. Проводятся совместные регулярные научные, научно-методические конференции по проблемам русского языка и литературы, лингвистические и литературоведческие конкурсы для школьников и студентов из зарубежных стран. «Уже 30 лет в СурГПУ реализуется программа «Русский язык и русская литература». По ней подготовлены более 2,5 тысячи учителей русского языка и литературы. С 2008 года реализуется магистерская программа «Обучение русскому языку в полиэтнической среде». Она рассчитана на углубленное освоение профессии русского языка в межэтнических группах, овладение компетенциями в области межкультурного общения», – сообщил Владислав Засыпкин. Проектную инициативу «Цифровая кадровая платформа» участникам заседания представил генеральный директор фонда развития Югры Сергей Афанасьев. Цель проекта – создать к 2023 году математическую модель по прогнозу кадровой потребности региона, которая позволит увеличить долю трудоустроенных по специальности выпускников; создать не менее пяти новых образовательных программ.

Комментарии:

Авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
^ Наверх