В Югре цифровизация закупок для государственных и муниципальных нужд является основным антикоррупционным трендом

В правительстве Югры прошло заседание комиссии по координации работы по противодействию коррупции, которое провела ее председатель, губернатор автономного округа Наталья Комарова.         «Сфера закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд находится в фокусе постоянного внимания и органов власти, и правоохранительных структур, и общественности, - отметила глава региона, открывая заседание. – Справедливо устоявшееся мнение, что основным антикоррупционным трендом в этой сфере является цифровизация процесса». Закупочный процесс в автономном округе осуществляется в электронном виде. Югра заняла 2 место в Национальном рейтинге прозрачности закупок 2018, отмечена Премией Рунета (при Минкомсвязи РФ) в номинации «Онлайн-закупки: бизнес, государство, регионы». Вместе с тем, нарушения при закупках фиксируются. О совершенствовании мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг рассказал исполняющий обязанности руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Югре Василий Иванов. «В адрес Ханты-Мансийского УФАС России в 2019 году поступило 479 жалоб по нарушениям закона о контрактной системе. За аналогичный период 2018 года поступило 493 жалобы, - привел он данные. - Специалистами управления 348 жалоб признаны обоснованными, в том числе частично обоснованной признана 101 жалоба. В результате их рассмотрения было выдано 88 предписаний об устранении выявленных нарушений, которые были исполнены подконтрольными субъектами в полном объеме и в установленные сроки. Ханты-Мансийским УФАС России было возбуждено и рассмотрено 161 дело об административных правонарушениях. Общая сумма взысканных штрафов – более 2,4 млн рублей». Ханты-Мансийское УФАС России ведет реестр недобросовестных поставщиков. В 2019 году рассмотрено 289 обращений о включении в него сведений об участниках закупок. По итогам рассмотрения указанных обращений в реестр включены сведения о 106 недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках). Основные нарушения выявлены в сфере выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. Директор департамента государственного заказа Югры Сергей Славянский сообщил о результатах мониторинга правоприменения законодательства Российской Федерации, законодательства автономного округа в части наличия/отсутствия коррупциогенных факторов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. «По результатам мониторинга коррупциогенных факторов в сфере закупок не выявлено, - отметил он. - При проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд за указанный период выявлено 2 случая коррупционной направленности. Материалы по выявленным нарушениям направлены в правоохранительные органы. Поступившие в управление федеральной антимонопольной службы по Югре за период с начала 2019 года 479 жалоб составляют 0,4% от размещенных за указанный период в автономном округе закупок». В целях профилактики коррупционных проявлений в сфере закупок департаментом разработан порядок обоснования и определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). В автономном округе автоматизирован процесс осуществления закупок малого объема, создана электронная площадка для закупок малого объема, интегрированная с электронной площадкой «РТС – Маркет», автоматизированной информационной системой торгов города Москвы «Портал поставщиков». Если до интеграции с внешними системами при сборе коммерческих предложений заказчик обращался, как правило к 1 поставщику, то использование «Портала поставщиков» и «РТС – Маркет» увеличило показатель конкуренции до 3-4 коммерческих предложений на одну процедуру. За 2018-2019 годы в автономном округе заключено 67,4 тыс. контрактов с единственным поставщиком по закупкам малого объёма на 2,95 млрд рублей с использованием электронной площадки. По результатам состоявшихся закупок малого объёма экономия за 2018 год составила около 120 млн рублей (11,8%). В том числе за I полугодие 2019 года заключено 21,3 тыс. контрактов с единственным поставщиком по закупкам малого объёма на 1,03 млрд рублей, по результатам проведения которых экономия составила около 30 млн рублей (4,5%). Специалисты департамента ежеквартально осуществляют сбор и размещение на сайте департамента и портале «Югражданин.рф» информации о планируемых закупках товаров, работ, услуг для указанных субъектов. Отметим, что в соответствии с порядком, установленным правительством Югры, все проекты актов, регулирующие нормирование закупок, в том числе ведомственные акты, проходят процедуру общественного обсуждения, с обязательным размещением информации в единой информационной системе в сфере закупок, и выносятся на рассмотрение общественного совета при органе государственной власти автономного округа. Заказчики автономного округа используют специализированные программные комплексы, позволяющие выявить скрытую аффилированность, а также сделать вывод о наличии или отсутствии конфликта интересов между заказчиками автономного округа и победителем закупки. Организована телефонная линия для консультирования заказчиков по вопросам размещения заказов. На базе государственной информационной системы «Государственный заказ» создан и функционирует информационный сервис, осуществляющий адресное информирование организаций о закупках. Регулярно проводится работа по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере размещения государственного заказа. Так, в течение 2018 года и первом полугодии 2019 года проведено более 15 семинаров, в том числе с использованием системы видеоконференцсвязи, в которых приняли участие более 2000 заказчиков, представителей органов власти автономного округа, уполномоченных на осуществление внутреннего финансового контроля, контроля за деятельностью учреждений, бизнес-сообщества. Проводимая работа по обеспечению прозрачности, гласности и эффективности системы закупок ежегодно обеспечивает передовые позиции автономному округу в Национальном рейтинге прозрачности закупок. Югра – единственный регион Уральского федерального округа, который в 2014-2017 годы удостаивался наивысших оценок в номинации «государственные заказчики регионального уровня» с присвоением статусов «гарантированная и высокая прозрачность». По итогам проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок 2018» автономный округ занял 2 место в Российской Федерации, уступив только Москве. Руководитель службы контроля Югры Олег Бубнов резюмировал, что проведенные проверки свидетельствуют о том, что выявленные нарушения носят формальный характер: «Более 50 процентов нарушений – это размещение информации в единой информационной системе с нарушениями установленных сроков в 1-3 дня, либо некорректно изложенный текст в документации о закупках». Ежегодно в планы деятельности службы контроля и межведомственный комплексный план включаются рискоемкие закупки, имеющие высокую социальную значимость. Это приобретение жилья, строительные и ремонтные работы. В 2018 и 2019 годах были проведены проверки закупок в сфере здравоохранения, по обслуживанию дорог, выполнению строительно-монтажных работ, а также проверки организации услуг общепита и приобретения продуктов питания. В 2018 году был проведен анализ закупок заказчиками автономного округа молока и молочных продуктов, по результатам которого были установлены случаи завышения цен, приобретения некачественной продукции, объединение в одном лоте молока и молочной продукции с иными продуктами питания. В адрес заказчиков было направлено письмо о недопустимости совершения указанных нарушений. В 2019 году в ходе проведения проверок по приобретению продуктов питания аналогичные нарушения не установлены.

Комментарии:

Авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
^ Наверх