Накануне в Москве, в рамках первого заседания делового Клуба «СЕВЕР-ЮГ» при Постоянном представительстве Республики Дагестан при Президенте РФ, состоялась презентация проекта «Каспийский транспортно-логистический и морской индустриальный комплекс».
Отметим, что клуб, созданный по инициативе Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, является единственной площадкой в России для обсуждения проектов в рамках международного транспортного коридора «СЕВЕР-ЮГ». Основная миссия Клуба -объединение ресурсов власти и бизнеса государств- членов международного проекта, а также стран -партнёров по диалогу, взаимное информирование и анализ подготовки инвестиционных соглашений.
Деловой клуб ставит целью повышение финансовой и управленческой эффективности реализуемых международных инициатив, содействие в продвижении проектов, связанных с формированием транспортных и торговых потоков на пути Индия – Иран – Азербайджан – Россия – Европа с использованием геополитического положения заинтересованных стран и регионов.
В рамках заседания был продемонстрирован презентационный фильм о Дагестане.
«В последние годы наша республика развивается достаточно убедительно по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Индекс промышленного производства в Дагестане сегодня составляет 137%. Это фактически первая позиция по стране. Располагая огромными возможностями для развития энергетического, агропромышленного и других направлений, Дагестан представляет собой привлекательный для инвесторов регион России. И в этом году федеральный бюджет выделяет республике дополнительно около 7 млрд рублей», - сообщил Рамазан Абдулатипов.
Он также напомнил, что производство овощей в Дагестане 4 года назад составляло всего 70 тыс. тонн, а сегодня – 739 тысяч тонн. «Раньше мы производили около 70 тыс. тонн винограда, а сейчас – более 150 тысяч тонн. Дагестан – это, прежде всего, богатейший аграрный регион. Мы занимаем второе место по производству винограда, а по производству овощей и баранины – первое. Но, вместе с тем, мы не используем огромный интеграционный потенциал, которым располагает Дагестан в силу своего географического положения», - констатировал руководитель республики.
В свою очередь, советник Главы Дагестана Шамиль Муртазалиев ознакомил присутствующих сфотоматериалами (слайдами), дающими представление о торговых отношениях России с Ираном и Индией и перспективах их развития. Коридор «Север-Юг» характеризуется дополнительными логистическими альтернативами, расширяющими возможности поставок. Всего представлено три основных маршрута транспортного коридора.
Потенциальным центром формирования Каспийского транспортно-логистического и морского индустриального комплекса выступает Махачкалинский морской торговый порт, значительно превосходящий по ряду характеристик вероятные альтернативы. Это наиболее глубоководный и единственный незамерзающий порт России на Каспии, что позволяет одновременно обеспечивать прием судов (водоизмещением до 12 тысяч тонн) в круглосуточном и круглогодичном режиме на шести причалах общей протяженностью 913 метров. Кроме того, ММТП располагает единственной российской железнодорожной переправой на Каспии производительностью в 20 тыс. вагонов в год. Главные железнодорожные пути, примыкающие к территории порта, сохраняют резерв пропускной способности до 10 млн тонн в год.
Поблагодарив Главу Дагестана за идею созданияделового клуба, Посол Исламской Республики Иран в РФ Мехди Санаи подчеркнул: «Этопривлечет еще больше внимания к транспортному коридору «Север-Юг» и будет способствовать реализации наших общих целей. Воплощение в жизнь данного проекта принесет прибыль всем сторонам. Он приближает Россию на несколько тысяч километров к Югу. Плюсы есть тут не только для России и Ирана, но и для Индии, а также стран Средиземноморья и Персидского залива. Дагестан и Азербайджан, в свою очередь, смогут полноценно использовать свои транзитные возможности».
По словам Мехди Санаи, Иран повысил уровень своих портов на Юге, в сотрудничестве с некоторыми странами, в том числе с Индией. «Мы укрепляем свои возможности в наших южных портах. Что касается Севера Ирана, мы достраиваем железную дорогу Решт-Астара. Первые грузы из Индии в Россию пошли именно через Иран, сначала на кораблях, затем на грузовиках и по железной дороге. Мы достраиваем нашу железную дорогу, которая соединит иранскую Астару с азербайджанской Астарой. Когда этот путь будет усовершенствован, можно говорить о том, что по всему маршруту можно возить груз по железной дороге в Россию», – уточнил посол Ирана.
Он также заявил о необходимости усовершенствовать инфраструктуру по всему маршруту, модернизировать все пути в этом транспортном коридоре, привлекать инвестиции из частного сектора в строительство портов, железной дороги и транспортно-логистических центров. По мнению Посла, также следует активизировать сотрудничество между таможенными службами стран. «Я думаю, что сотрудничество Ирана с Евразийским Экономическим союзом может оказать посильную помощь. Считаю, что деятельность создаваемого сегодня клуба будет важна на всех этапах. Также хочу отметить, что Иран является региональным транзитным хабом, через который можно транспортировать самую различную продукцию и товары. Когда этот коридор будет укреплен, наряду с ним будут развиваться не только торговые, но и научные, культурные контакты. Мы будем поддерживать этот проект и в дальнейшем привлекать иранские компании для участия в работе клуба. Дагестан же может играть серьезную связующую роль в силу своего географического положения», – выразил уверенность Мехди Санаи.
Со своей стороны, Рамазан Абдулатипов отметил, что таможенные и другие службы уже отработали многие вопросы функционирования Российско-Иранского «зеленого коридора». «Проект курирует Первый заместитель Председателя Правительства России Игорь Шувалов, что говорит об очень серьезном отношении Российской Федерации к этому проекту. Хочу подчеркнуть, что наилучшей возможностью для реализации этого «коридора» будет путь через Махачкалинский морской торговый порт, который имеет прямой выход на железную дорогу. Кроме того, он имеет преимущества по стоимости и срокам перегрузки товаров, в отличие от других путей транспортировки», – сказал Глава РД.
Советник Министра транспорта РФ АлевтинаКириллова также констатировала, что в 2016 году был внесен значительный вклад в развитие упомянутого «коридора»: «Проведен ряд совещаний РЖД и железных дорог Иран и Азербайджана с участием коммерческих и логистических компаний региона. Кроме того,были проведены экономические расчеты различных вариантов отправки грузов и тестовая отправка контейнеров из Индии в Россию через Иран и Азербайджан. Они были доставлены в установленные сроки. По итогам заседания рабочей группы по сотрудничеству между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, которое прошло осенью в Тегеране, были рассмотрены все актуальные вопросы взаимодействия и дальнейшего сотрудничества в этой сфере. В настоящее время в рамках поручения Президента РФ Владимира Владимировича Путина Минкавказ России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ведет разработку стратегии развития российских морских портов Каспийского бассейна, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним».
Как сообщил вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев, на российских железных дорогах при перевозке контейнеров действует тариф в два раза ниже, чем в Азербайджанской Республике и Иране: «Мы создали все условия для того, чтобы груз пошел. Наш участок от реки Самур и выше готов пропускать в сутки 60 поездов».
По словам президента Латвийской железной дороги Эдвина Берзиньша, коридор «Север-Юг» внесен в список приоритетных направлений ЛЖД в сфере логистики: «Мы видим очень большой потенциал этого маршрута. Уверен, что его можно не только продлить по территории Латвии, но и продолжить по ряду стран Европы».
Начальник Управления таможенного сотрудничества Сергей Коноваленко подтвердил, что таможенные службы России, Ирана, Азербайджана и Индии активно занимаются данным проектом. «В настоящее время мы отрабатываем соглашение, которое позволит существенно упростить и ускорить таможенные операции по маршруту. А именно: планируется, что таможенный досмотр в одном из государств «коридора» будет признаваться всеми остальными», – пояснил он.
Представитель индийской компании «Стилман-трейдинг» Атул Упадхайяй заявил о готовности инвестировать в Дагестан: «Мы планируем совместно с заводом им. Гаджиева запустить производство разных видов насосов. Необходимые запасные части будут поставляться по транспортному коридору «Север–Юг». Также мы готовы создать совместное предприятие по производству оборудования для пищевой и химической промышленности и ещё дополнительно два завода для изготовления лекарственных средств. Так как Дагестан является накопительной базой зерна, мы планируем построить предприятие по глубокой переработке зерновых культур. Аналогичного производства на данный момент нет на территории России. Мы готовы к реализации данного проекта совместно с Дагестаном».
В свою очередь, представитель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Вугар Аскеров озвучил намерение поддерживать Дагестан во всех созидательных начинаниях: «В дальнейшем мы надеемся на благоприятное сотрудничество с руководством РЖД, Северо-Кавказской железной дорогой и Махачкалинским отделением Северо-Кавказской железной дороги».
Подводя итоги, Рамазан Абдулатипов выразил признательность участникам обсуждения. «Сегодня здесь присутствуют председатель совета директоров холдинга «Нергиз Дагестан» Джавид Чаглар, который строит в Дагестане крупное швейное предприятие, депутаты Государственной Думы Мурад Гаджиев, Заур Аскендеров, Абдулгамид Эмиргамзаев, представители Министерства транспорта России, Министерства по делам Северного Кавказа, Федеральной таможенной службы, ОАО «РЖД», представители Республики Индия, Исламской Республики Иран, Азербайджанской Республики, руководство Министерства сообщения Латвии. Также представлены ведущие транспортно-логистические и инвестиционные компании, финансовые институты.
Говоря о транспортном коридоре, мы должны четко понимать, что будем везти по нему, поэтому мы и презентовали наш проект такому широкому кругу заинтересованных сторон. Самое важное в данном проекте – это объединение ресурсов власти и бизнеса, создание комфортных условий для членов клуба, в том числе создание единой тарифной политики, благоприятных правовых и экономических механизмов, которые обеспечат развитие коридора. Важно уже приступить к реализации проекта «Каспийский транспортно-логистический и морской индустриальный комплекс». И в этой части Президентом России уже даны указания соответствующему министерству. Всё это будет помогать скорейшей реализации проекта и насыщать его. Уже давно назрела необходимость развития интеграционных процессов в регионе, являющемся стратегическим не только в межгосударственном, но и в общемировом масштабе», – заключил Глава Дагестана.
Комментарии: