В Алтайтурцентре состоялось совещание, посвященное подведению итогов работы краевого управления по развитию туризма и курортной деятельности в 2021 году. В нем приняли участие заместитель Председателя Правительства региона Иван Кибардин, руководитель профильного управления Евгений Дешевых, его заместители Наталья Бортникова и Евгений Казанцев, начальники отделов ведомства, а также директор Алтайтурцентра Александра Томашевич и генеральный директор особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» Сергей Сошенко.
Евгений Дешевых отметил, что в прошлом году работа краевого управления по развитию туризма и курортной деятельности совместно с бизнесом была направлена на восстановление отрасли после падения в 2020 году, связанного с ограничениями из-за распространения коронавирусной инфекции. «При этом мы руководствовались стратегическими программами, документами федерального уровня, активно взаимодействовали с федеральными ведомствами, в первую очередь с Ростуризмом. Наши действия были направлены на мониторинг состояния, деятельности предприятий туристской индустрии. На основе этих данных мы принимали различные управленческие решения, которые способствовали работе предприятий туризма, нивелировали проблемные вопросы. Особое внимание уделялось созданию условий для развития объектов туризма, в том числе путем их обеспечения инженерной, транспортной инфраструктурой, непосредственно работе с инвесторами, привлечению их в край. Ряд мероприятий направлен на улучшение качества туристских услуг, формирование имиджа, продвижение турпродукта», - пояснил руководитель ведомства.
Общее количество субъектов сферы туризма в Алтайском крае по итогам прошлого года превышает 950 единиц. Более 600 предприятий в разных форматах предоставляют услуги по размещению туристов. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2020 год, среди субъектов Сибирского федерального округа Алтайский край занимает первое место по количеству действующих коллективных средств размещения и их вместимости. Туроператорские и турагентские услуги в регионе оказывали в прошлом году 273 организации, 60 из них работали в статусе туроператоров.
По словам Евгения Дешевых, в 2021 году в развитие действующих средств размещения туристов, строительство новых туробъектов вложено более 1,8 миллиарда рублей частных инвестиций, что более чем в два раза превышает показатель 2019 года. Значительная часть этих вложений (около 1,4 миллиарда рублей) направлена на развитие объектов туринфраструктуры на инвестиционных площадках «Бирюзовая Катунь», «Белокуриха горная», «Сибирская монета». Основными направлениями инвестиционных затрат на объектах туризма в районах и городах края стало расширение уже действующих предприятий туриндустрии, увеличение номерного фонда, создание объектов питания и обустройство мест экскурсионного показа.
Согласно данным ведомственного мониторинга услугами туристской индустрии края в прошлом году воспользовались более 1,8 миллиона туристов. «Этот показатель превышает итоги 2020 года на 44%, однако находится в минусе по отношению к допандемийному 2019 году. Причина этого - сохранение ковидных ограничений на проведение массовых мероприятий, их отмена. Соответственно в значительной мере сократился сегмент экскурсионного потока, который является составной частью общего турпотока», - уточнил руководитель управления.
Основной въездной туристический поток в Алтайский край (порядка 70%) в прошлом году традиционно формировали жители соседних регионов - Новосибирская, Кемеровская, Томская, Омская области, Красноярский край. Доля гостей из Москвы и крупных регионов западной части России сохранилась на уровне 2020 года и составила 10%.
По предварительным данным Алтайкрайстата, общая численность гостей коллективных средств размещения в прошлом году превысила 700 тысяч человек. По отношению к 2020 году рост показателя составил более 40% и максимально приблизился к значению 2019 года (727 тысяч человек).
Объем платных услуг, предоставленных туристскими организациями, коллективными средствами размещения за январь - декабрь 2021 года, превысил допандемийный уровень на 7% и составил 5,5 миллиарда рублей, восстановив свою долю и в общем объеме платных услуг в регионе - 5,2%. Евгений Дешевых добавил, что в основном это произошло за счет повышенного спроса на санаторно-курортные и оздоровительные услуги. Объем налоговых и прочих поступлений от организаций турбизнеса составил более 1,6 миллиарда рублей, превысив допандемийное значение. Это связано также с тем, что для предприятий туриндустрии по всей России были введены налоговые каникулы, в связи с чем часть налоговых начислений за 2020 год поступила в бюджет в 2021 году.
«В целом в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Алтайского края развитие отрасли туризма характеризуется двумя показателями - численность туристов в коллективных средствах размещения и объем предоставленных услуг. Оба эти показателя по целевым значениям стратегии в прошлом году достигнуты. Говорить о полном восстановлении отрасли пока преждевременно. Но динамика внушает оптимизм, свидетельствует о том, что мы находимся на правильном пути», - уверен Евгений Дешевых.
Заместители руководителя ведомства в своих докладах более подробно рассказали об участии Алтайского края в международных отраслевых событиях, продвижении туристического потенциала региона, инвестиционных проектах. Основной инструмент реализации этих мероприятий на региональном уровне - государственная программа «Развитие туризма в Алтайском крае». В прошлом году объем ее финансирования составил практически 529 миллионов рублей. 58% средств привлечено из федерального бюджета.
Общий объем денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий госпрограммы в этом году, превышает 1 миллиард рублей. 46% из них будет привлечено в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
«Из стратегических задач этого года мы видим перед собой дальнейшее восстановление развития отрасли туризма. Обязательной частью работы станут мероприятия, направленные на оказание государственной поддержки, развитие туристической инфраструктуры, повышение кадрового потенциала отрасли, качества оказываемых услуг, продвижение туристического потенциала на целевых рынках», - резюмировал начальник управления.
Фото: Михаил Литвинов
Комментарии: