В среду, 20 сентября, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов принял участие в пленарном заседании Всероссийской конференции по вопросам реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».
В республике для обсуждения актуальных задач развития транспортно-дорожного комплекса Российской Федерации, и в том числе Республики Дагестан, собрались специалисты в сфере дорожного строительства и транспорта из разных регионов страны. В том числе Москвы и Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан, Липецкой области, Республики Саха (Якутия), Томской области, Чеченской Республики, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии-Алании, Астраханской области и ряда других.
Открывая работу заседания, которое прошло в махачкалинском Доме дружбы, Рамазан Абдулатипов поприветствовал участников мероприятия. При этом он подчеркнул, что визит в Дагестан почетных гостей рассматривается как знак особого отношения к республике и к дагестанцам.
«Главная проблема в горах Дагестана – это дороги. И мы всегда очень уважительно относились к людям, строящим их. Сегодня у нас хорошие дружеские отношения с Руководителем Федерального дорожного агентства Романом Старовойтом - он является одним из выдающихся дорожников в России и уделяет предметное внимание Дагестану, за что выражаем ему благодарность. У нас в республике одним из лучших является Агентство по дорожному хозяйству во главе с руководителем Загидом Хучбаровым. Это коллектив грамотных и квалифицированных специалистов. Сегодня мы говорим о Федеральном приоритетном проекте «Безопасные качественные дороги». Но у нас есть и на уровне республики проекты по развитию транспортной связи приграничных районов Дагестана, в том числе и проект «Соединение районных центров с опорной сетью дорог с асфальтобетонным покрытием».
За последние годы мы проложили к 4 районным центрам асфальтированную дорогу. Кроме того, в планах на будущий год проложить дороги до населённых пунктов: Карата, Бачи, Агвали, Тлярата. В перспективе Бежта и Цунта. Таким образом в ближайшее время фактически все районные центры Дагестана, а это достаточно большие расстояния, будут связаны со столицей республики асфальтированной дорогой.
Вместе с тем нами разработан проект реконструкции Аваро-Кахетинской дороги, которую строил еще Николай I. Он был представлен Президенту России Владимиру Путину и получил одобрение. Это является перспективным направлением, который приведёт наш регион к оживлению сельскохозяйственного производства в горных районах Дагестана», - поделился планами руководитель республики.
Он также сообщил, что в последние годы большое внимание стало уделяться дорожным фондам муниципальных образований: «Многие муниципалитеты фактически не строили дороги внутри района. Сейчас очень активная работа в этом направлении ведётся по Хунзахскому, Ахтынскому, Магарамкентскому, Хасавюртовскому, Кизлярскому районам. При этом в приоритете не количество, а качество транспортных путей. Облик гор меняется, когда есть хорошие дороги, без них говорить о развитии рыночной экономики нет смысла. В Дагестане должна идти очень активная работа по дорожному строительству. Мы начали развивать дорожно-уличную сеть городов. Отдельно идет работа по Махачкалинской агломерации. В столице капитально отремонтированы 34 улицы, столько же будет сдано в эксплуатацию до конца этого года. Более того, мы провели от Махачкалы до Каспийска троллейбусную линию, которую в будущем доведем до аэропорта. Большинство наших улиц не соответствуют нормативным требованиям. В этой связи работу планируется продолжить и на будущий год. Мы благодарны за внимание к дорожным проблемам Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину, и доведём до конца решение поставленных им задач».
О ходе реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» проинформировал Директор ФКУ «Росдортехнология» Павел Ручьев.
Как было отмечено, в рамках проекта, в котором принимают участие 38 агломераций из 36 субъектов страны, запланировано обеспечить реализацию программ приведения в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние и развития автомобильных и муниципальных дорог крупнейших городских агломераций. Объем финансирования из федерального бюджета по данным программам на 2017 год составил 31 млрд руб., а также 35 млрд руб. – софинансирование из региональных и местных бюджетов. Общая протяженность дорог, участвующих в проекте БКД, в целом по стране – 49 тыс. 809 км.
Основными целями Проекта являются:
1. Снижение количества аварийно-опасных участков на дорогах крупнейших городских агломераций до 2018 года не менее чем на 50% и, до 2025 года, не менее чем на 85%. Решение этой задачи в значительном количестве случаев возможно посредством соответствующего обустройства улично-дорожной сети и автомобильных дорог, реализации мер регулирования дорожного движения.
2. Приведение дорог крупнейших городских агломераций в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние за счет проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». При этом доля протяженности дорожной сети городских агломераций, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию к 2018 году должна составлять не менее 50%, а к 2025 году – не менее 85%.
«На российском уровне уже подготовлен проект бюджета программы БКД на 2018 год, его планируется сохранить на уровне 2017 года. Все средства, запланированные на 2017 год, Правительством страны субъектам были выделены в сроки», - сообщил Павел Ручьев.
Кроме этого, по словам докладчика, в результате осуществления Проекта ожидается снижение протяженности дорог, работающих в режиме перегрузки в «час-пик», а также увеличение доли граждан, подтверждающих улучшение ситуации на дорожной сети городских агломераций.
Как отметил Павел Ручьев, в Дагестане, в частности, в Махачкалинской агломерации реализация проекта ведется опережающими темпами. Уже сегодня завершена работа по 43 дорожным объектам. Особо была отмечена эффективная деятельность рабочей группы, ответственной за проект. Личная благодарность за достигнутые результаты была передана Главе Дагестана Рамазану Абдулатипову.
При этом директор ФКУ «Росдортехнология» призвал особое внимание уделить обеспечению безопасности дорожного движения во время ведения строительных работ, а также контролю за их качеством.
Со своей стороны руководитель республики констатировал, что изначально работа в данном направлении шла нелегко, отмечалось значительное отставание. Но благодаря общим усилиям Дагестан вышел в число передовиков в плане реализации проекта БКД. Рамазан Абдулатипов также указал на необходимость современного обустройства въезда в Махачкалу со стороны Северного направления.
Об основных задачах, стоящих перед дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации сообщил генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин.
Очень важно, уверен он, на местах обратить внимание на обеспечение сохранности дорог: «Не редки случаи, когда в городах и агломерациях выявляются факты нарушений провоза и нагрузки на дороги общего пользования большегрузными машинами. Поэтому, считаем необходимым, совершенствовать систему весогабаритного контроля и закупки систем автоматического весового контроля».
Игорь Старыгин также обозначил главную задачу проекта: «Перед нами стоит цель - за два года улучшить качество 50 процентов дорог и сократить как минимум в два раза количество ДТП. В этом году ответственность руководства регионов за ненормативное состояние дорог будет усилена».
Руководитель Агентства по дорожному хозяйству Республики Дагестан Загид Хучбаров подробно ознакомил собравшихся с состоянием и перспективами развития дорожной инфраструктуры в Дагестане.
По состоянию на сегодняшний день автомобильные дороги республики имеют общую протяженность 23 184 км, дорог федерального значения - 655 км, республиканского и межмуниципального значения - 2 849 км, местного значения- 4 654 км, автодороги в ведении муниципальных образований - 14 987 км. На нашем обслуживании - 1267 мостов общей протяженностью 31 587 погонных метров.
Почти половина дорог проходит в сложных горных условиях, а 251 км приходится на перевалы. 60% дорог имеют усовершенствованный тип покрытия, 36,3% - гравийный или щебеночный и 3,7% - грунтовый.
«За последние четыре года нами реализовано много крупных проектов, направленных на улучшение дорожной инфраструктуры: построено и реконструировано автомобильных дорог протяженностью 161 км, 39 мостов общей длиной 1400 п. м., отремонтировано автодорог республиканского и местного значения протяженностью 845 км и 4 моста длиной 132 п. м.», - ознакомил участников конференции с цифрами Загид Хучбаров.
Однако, по его словам, из 40 административных районов Дагестана - пять райцентров еще не имеют связи со столицей республики дорогами с асфальтобетонным покрытием. Это Ахвахский, Цумадинский, Цунтинский, Тляратинский и Кулинский районы. По ним в рамках реализации приоритетного проекта «Точки роста, инвестиции и эффективное территориальное развитие» с 2013 года идет активная работа.
«Реализация этого проекта, - пояснил Хучбаров, - затрудняется сложными природными факторами и географическими условиями прохождения дорог.
Для наглядности остановлюсь на одном из важнейших и сложных по реализации направлений – автомобильной дороге Гунибское шоссе – Вантляшевский перевал. Протяженность реконструируемого участка составляет 35 км.
Благодаря новой дороге сразу два горных района Дагестана - Тляратинский и Цунтинский, а также Бежтинский участок - сократили время в пути из горной местности в столицу и центральные районы республики на 2 часа.
Строительство дороги началось в августе 2014 года. За сравнительно небольшой срок удалось из опасного извилистого горного серпантина создать современное дорожное полотно европейского уровня. Бесперебойную работу дорожников обеспечивал строительный кластер в селе Заиб Хунзахского района, построенный в 2014 году и включающий в себя дробильно-сортировочный комплекс, асфальтобетонный и цементобетонный заводы, а также оборудование для мойки песка и щебня».
Как было заявлено руководителем Агентства по дорожному хозяйству Дагестана, в истории дорожного строительства республики таких колоссальных объемов работ и затраченных на них средств еще не было. В процессе реализации проекта достигнуты рекордные для республики результаты.
«В соответствии с задачей, поставленной перед дорожниками Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, уже в 2015 году Дагавтодор добился двукратного роста объемных показателей по сравнению с 2008 годом, который до этого считался наиболее успешным за последние 20 лет. Уложено 228 тыс. тонн асфальта и разработано 1,8 млн. кубометров скального грунта против 101 тыс. тонн и 0,75 млн. кубометров в 2008году. В 2016 г. на дорожных объектах уложено 260 тыс. тонн асфальтобетонной смеси и разработано около 2 млн. кубометров скального грунта.
Одной из важнейших задач этих проектов является снижение количества мест концентрации ДТП на автодорожных маршрутах к райцентрам: в 2018 году - на 10%, в 2020 г. - на 24 %. Мы на это работаем. Кроме того, строить так, чтобы мосты простояли не менее 100 лет, а дороги служили без капитального ремонта минимум 25 лет – наш главный лозунг и приоритет», - подчеркнул Загид Хучбаров.
По словам главного дорожника республики, реализация проекта на территории Дагестана стала возможна только благодаря большой предварительной подготовке к исполнению предстоящих ремонтных работ, а именно: создана исполнительная дирекция для оперативного реагирования и взаимодействия со всеми органами исполнительной власти и городских служб, создание единой материальной базы (пос. Тюбе) с постоянным запасом свыше 6 тыс. тонн битума и двух асфальтобетонных заводов с производительной мощностью 150 и 80 тонн в час, завода по производству бордюров с едиными параметрами размеров и качества, все это создало благоприятную среду для налаживания бесперебойной работы подрядных организаций и позволило выдержать сроки реализации программы.
На конференции говорили о совершенствовании нормативной базы, регламентирующей применение технических средств организации дорожного движения. Внимание специалистов Глава Дагестана привлек и к такому вопросу, как организация мониторинга всех имеющихся дорог.
В рамках пленарного заседания также прошла церемония вручения государственных наград отличившимся строителям-дорожникам республики.
Комментарии: