Опыт Самарской области при переходе на государственное управление образовательными учреждениями будет реализован в 15 субъектах РФ

5 июля в Сочи состоялось всероссийское совещание руководителей органов государственной власти субъектов РФ под председательством главы Министерства образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой. В мероприятии приняли участие руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов, депутаты и сенаторы – представители комитетов по образованию Государственной Думы и Совета Федерации, а также вице-губернатор – руководитель Администрации Губернатора Самарской области Дмитрий Евгеньевич Овчинников, выступивший с докладом по теме: «Государственный механизм управления региональной системой образования: опыт формирования, эффекты реализации и перспективы развития»,  и министр образования и науки Самарской области Владимир Александрович Пылёв, ставший модератором одной из трёх основных секций «Схема финансирования образовательных организаций». Темой основного совещания стала эффективность управления региональными системами образования. Предпосылкой к обсуждению стало высказывание министра О.Ю.Васильевой, прозвучавшее в ходе дискуссии в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума, за перенос учредительства общеобразовательных организаций с муниципального на региональный уровень. То есть школы, согласно этому предложению, должны стать государственными. Самарской области было поручено доложить о своём опыте в этом вопросе. Как отметил в своём докладе Д.Е.Овчинников, в Самарской области система образования работает в режиме государственного управления образовательными учреждениями региона с 2001 года. Необходимость такого шага была обусловлена наличием проблем в рамках традиционной (муниципальной) модели управления, затрудняющих достижение конечной цели: повышение доступности качественного образования. В первую очередь, это высокие издержки ввиду рассредоточения ресурсов, что приводило к высокой доле неэффективных расходов, в том числе на содержание органов управления образованием. Вице-губернатор привел в пример муниципалитеты нашей губернии, где количество детей дошкольного и школьного возраста иногда насчитывает менее 2 тыс. человек, но доля расходов на содержание органов управления образованием ранее составляла около 10% от бюджета отрасли. Кроме того, среди недостатков муниципальной модели управления Д.Е.Овчинников озвучил неравные условия оплаты труда и тот факт, что согласно законодательству, органы местного самоуправления не имеют реальных рычагов управления системой образования, а только организационные полномочия. Важной задачей является необходимость создания единых, унифицированных подходов к реализации государственной политики в образовании, в том числе в части исполнения указов Президента России. Способ решения этих проблем – переход к государственной модели управления региональной системой образования, основанный на создании государственных образовательных учреждений взамен муниципальных. В своём докладе Д.Е.Овчинников предложил варианты управления образовательными учреждениями: «Их два. Первый – регионально-муниципальный, сохраняющий у муниципалитетов полномочия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса (содержанию зданий). Второй – региональный, исключающий данное полномочие у муниципалитетов. Важно понимать, что реализация любого из предложенных вариантов предполагает отказ от управления образованием со стороны муниципалитетов с передачей данной функции на региональный уровень». Д.Е.Овчинников рассказал об опыте Самарской области в переходе к новому порядку управления. Так, в регионе вместо 35 муниципальных органов управления образованием и служб обеспечения (например, методических служб) были созданы 11 межмуниципальных образовательных округов под руководством территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области. Также в каждом округе были сформированы Ресурсные центры в статусе учреждений дополнительного профессионального образования – структуры, обеспечивающие методическую и ресурсную поддержку образовательных организаций, входящих в округ. Муниципальные образовательные учреждения сохранены только в крупных мегаполисах – Самаре и Тольятти. Но и в этих муниципалитетах были созданы территориальные управления областного министерства образования, которые имеют чёткое разделение полномочий с муниципальными органами управления образованием, а также обеспечивают доведение финансовых средств до муниципальных образовательных организаций. Следующим этапом стал перевод всех муниципальных общеобразовательных организаций в 35-ти из 37-ми муниципалитетов губернии в разряд государственных. Это произошло в 2011 году. «В результате изменения модели управления образованием в Самарской области была снижена доля расходов на содержание органов управления образованием от бюджета отрасли, на протяжении более чем 10 лет соотношение «педагог/учащийся» в губернии превышает среднероссийские значения. Например, в 2016 году данный показатель составлял: в дошкольном образовании – 12,3 (в РФ – 12,2); в общем образовании – 15,0 (в РФ – 11,6); в системе СПО – 17,2 (в РФ – 9,6), кроме того, аналогичная ситуация увеличилась и наполняемость классов сельских школ. Так, в 2016-2017 учебном году в Самарской области данный показатель был равен – 13,9 (в РФ – 13,3). И самое главное, отмечено улучшение качества образования. Например, снижен разрыв между «лучшими» и «худшими» образовательными учреждениями в условиях общей позитивной динамики образовательных результатов. Это стало возможным, в том числе, в результате перенаправления средств, высвободившихся в результате снижения численности специалистов органов управления образованием, на финансовую поддержку профильных школ, сохраняющуюся до настоящего времени», - отметил вице-губернатор Самарской области. Кроме того, как подчеркнул Д.Е.Овчинников, реализация перехода имела и несколько других положительных социальных эффектов. Среди них, к примеру, изменение идеологии дорожного строительства – в первую очередь стали ремонтировать и содержать дороги, по которым передвигаются автобусы со школьниками. Речь идёт, в том числе, и о межмуниципальных дорогах, которыми пользуются все жители.  Усилило это и конкуренцию среди преподавателей, у которых появилась возможность обмена опытом, что, в конечном счете, позволило Самарской области добиться качественной динамики в профессиональном развитии педагогов. Об этом говорят и достижения губернии в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года России», в котором за последние шесть лет три представителя Самарской области стали победителями, а один – абсолютным победителем. «Кроме того, расширились границы реализации проектной деятельности педагогов, теперь большинство из них носят статус межмуниципальных. Более того, многие из них выходят на региональный и даже межрегиональный и международный уровень. В их числе, Ярмарка социальных и педагогических инноваций, организуемая Отрадненским управлением министерства образования и науки Самарской области, Форум методических идей молодых педагогов, проводящийся Юго-Восточным управлением регионального министерства и многие другие», - отметил вице-губернатор. В завершении своего выступления вице-губернатор отметил, что наш регион при переходе на новую модель управления 15 лет назад столкнулся с рядом правовых пробелов в российском законодательстве. В настоящее время они уже устранены, а с учётом опыта Самарской области переход других субъектов РФ на государственное управление образовательными учреждениями должен быть максимально эффективным. По итогам обсуждения опыт управления сферой образования в Самарской области признан успешным и рекомендован для его внедрения в масштабах страны. «Были определены 15 регионов, которым, опираясь на самарский опыт, предстоит стать пилотными площадками для реализации эффективной модели управления образованием. Разработана дорожная карта этой работы, которой предусмотрено проведение в Самаре федерального совещания по данной теме в конце августа – начале сентября. В ходе него коллеги из пилотных регионов смогут на месте познакомиться с опытом развития самарской системы образования», - рассказал Д.Е.Овчинников после завершения мероприятия.

Комментарии:

Авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
^ Наверх