5 июля в Сочи состоялось всероссийское совещание руководителей органов
государственной власти субъектов РФ под председательством главы Министерства
образования и науки Ольги Юрьевны
Васильевой. В мероприятии приняли участие руководитель
Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов, депутаты и сенаторы – представители комитетов по
образованию Государственной Думы и Совета Федерации, а также вице-губернатор –
руководитель Администрации Губернатора Самарской области Дмитрий Евгеньевич Овчинников, выступивший с докладом по теме: «Государственный
механизм управления региональной системой образования: опыт формирования,
эффекты реализации и перспективы развития», и министр образования и науки Самарской области Владимир Александрович Пылёв, ставший модератором одной из трёх
основных секций «Схема финансирования образовательных организаций».
Темой основного совещания стала эффективность управления региональными
системами образования. Предпосылкой к обсуждению стало высказывание министра
О.Ю.Васильевой, прозвучавшее в ходе дискуссии в рамках Санкт-Петербургского международного
экономического форума, за перенос учредительства общеобразовательных
организаций с муниципального на региональный уровень. То есть школы, согласно
этому предложению, должны стать государственными. Самарской области было
поручено доложить о своём опыте в этом вопросе.
Как отметил в
своём докладе Д.Е.Овчинников, в Самарской области система образования работает
в режиме государственного управления образовательными учреждениями региона с
2001 года. Необходимость такого шага была обусловлена наличием проблем в рамках
традиционной (муниципальной) модели управления, затрудняющих достижение
конечной цели: повышение доступности качественного образования. В первую
очередь, это высокие издержки ввиду рассредоточения ресурсов, что приводило к
высокой доле неэффективных расходов, в том числе на содержание органов
управления образованием. Вице-губернатор привел в пример муниципалитеты нашей губернии,
где количество детей дошкольного и школьного возраста иногда насчитывает менее
2 тыс. человек, но доля расходов на содержание органов управления образованием ранее
составляла около 10% от бюджета отрасли. Кроме того, среди недостатков
муниципальной модели управления Д.Е.Овчинников озвучил неравные условия оплаты
труда и тот факт, что согласно законодательству, органы местного самоуправления
не имеют реальных рычагов управления системой образования, а только
организационные полномочия. Важной задачей является необходимость создания единых,
унифицированных подходов к реализации государственной политики в образовании, в
том числе в части исполнения указов Президента России.
Способ решения этих проблем – переход к государственной модели управления
региональной системой образования, основанный на создании государственных образовательных
учреждений взамен муниципальных.
В своём докладе
Д.Е.Овчинников предложил варианты управления образовательными учреждениями:
«Их два. Первый – регионально-муниципальный,
сохраняющий у муниципалитетов полномочия по материально-техническому
обеспечению образовательного процесса (содержанию зданий). Второй –
региональный, исключающий данное полномочие у муниципалитетов. Важно понимать,
что реализация любого из предложенных вариантов предполагает отказ от
управления образованием со стороны муниципалитетов с передачей данной функции
на региональный уровень».
Д.Е.Овчинников
рассказал об опыте Самарской области в переходе к новому порядку управления.
Так, в регионе вместо 35 муниципальных органов управления образованием и служб
обеспечения (например, методических служб) были созданы 11 межмуниципальных
образовательных округов под руководством территориальных управлений министерства
образования и науки Самарской области. Также в каждом округе были сформированы
Ресурсные центры в статусе учреждений дополнительного профессионального
образования – структуры, обеспечивающие методическую и ресурсную поддержку
образовательных организаций, входящих в округ. Муниципальные образовательные
учреждения сохранены только в крупных мегаполисах – Самаре и Тольятти. Но и в
этих муниципалитетах были созданы территориальные управления областного министерства
образования, которые имеют чёткое разделение полномочий с муниципальными
органами управления образованием, а также обеспечивают доведение финансовых
средств до муниципальных образовательных организаций.
Следующим этапом
стал перевод всех муниципальных общеобразовательных организаций в 35-ти из
37-ми муниципалитетов губернии в разряд государственных. Это произошло в 2011
году.
«В результате изменения модели управления образованием
в Самарской области была снижена доля расходов на содержание органов управления
образованием от бюджета отрасли, на протяжении более чем 10 лет соотношение
«педагог/учащийся» в губернии превышает среднероссийские значения. Например, в
2016 году данный показатель составлял: в дошкольном образовании – 12,3 (в РФ –
12,2); в общем образовании – 15,0 (в РФ – 11,6); в системе СПО – 17,2 (в РФ –
9,6), кроме того, аналогичная ситуация увеличилась и наполняемость классов
сельских школ. Так, в 2016-2017 учебном году в Самарской области данный
показатель был равен – 13,9 (в РФ – 13,3). И самое главное, отмечено улучшение
качества образования. Например, снижен разрыв между «лучшими» и «худшими»
образовательными учреждениями в условиях общей позитивной динамики образовательных
результатов. Это стало возможным, в том числе, в результате перенаправления
средств, высвободившихся в результате снижения численности специалистов органов
управления образованием, на финансовую поддержку профильных школ, сохраняющуюся
до настоящего времени», - отметил вице-губернатор Самарской области.
Кроме того, как
подчеркнул Д.Е.Овчинников, реализация перехода имела и несколько других
положительных социальных эффектов. Среди них, к примеру, изменение идеологии
дорожного строительства – в первую очередь стали ремонтировать и содержать
дороги, по которым передвигаются автобусы со школьниками. Речь идёт, в том
числе, и о межмуниципальных дорогах, которыми пользуются все жители. Усилило это и конкуренцию среди
преподавателей, у которых появилась возможность обмена опытом, что, в конечном
счете, позволило Самарской области добиться качественной динамики в
профессиональном развитии педагогов. Об этом говорят и достижения губернии в
конкурсе профессионального мастерства «Учитель года России», в котором за
последние шесть лет три представителя Самарской области стали победителями, а
один – абсолютным победителем.
«Кроме того, расширились границы реализации проектной
деятельности педагогов, теперь большинство из них носят статус межмуниципальных.
Более того, многие из них выходят на региональный и даже межрегиональный и международный
уровень. В их числе, Ярмарка социальных и педагогических инноваций,
организуемая Отрадненским управлением министерства образования и науки
Самарской области, Форум методических идей молодых педагогов, проводящийся
Юго-Восточным управлением регионального министерства и многие другие», - отметил вице-губернатор.
В завершении
своего выступления вице-губернатор отметил, что наш регион при переходе на
новую модель управления 15 лет назад столкнулся с рядом правовых пробелов в
российском законодательстве. В настоящее время они уже устранены, а с учётом
опыта Самарской области переход других субъектов РФ на государственное
управление образовательными учреждениями должен быть максимально эффективным.
По итогам обсуждения опыт управления
сферой образования в Самарской области признан успешным и рекомендован для его
внедрения в масштабах страны.
«Были определены 15 регионов, которым, опираясь на самарский опыт,
предстоит стать пилотными площадками для реализации эффективной модели
управления образованием. Разработана дорожная карта этой работы, которой
предусмотрено проведение в Самаре федерального совещания по данной теме в конце
августа – начале сентября. В ходе него коллеги из пилотных регионов смогут на
месте познакомиться с опытом развития самарской системы образования», - рассказал Д.Е.Овчинников после
завершения мероприятия.
Комментарии: