В ходе общения с журналистами губернатор Челябинской области Борис Дубровский ответил на два десятка актуальных вопросов, дал общую характеристику экономического развития Челябинской области на текущий период и подробно рассказал о крупнейших инфраструктурных проектах по строительству высокоскоростной магистрали и подготовке к проведению саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске. Пресс-конференция состоялась в Карабаше. СТЕНОГРАММА:
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Б.А. Дубровский: Добрый день, коллеги! Начинаем наше общение. Встречаемся в Карабаше, потому что мы в прошлый раз об этом договорились. Решили, что на примере Карабаша посмотрим, что мы в целом можем сделать, чтобы решать вопросы системно. Сегодня вы сами сможете сделать выводы, есть ли возможность обрести этому городу второе рождение, что для этого надо сделать, какое текущее состояние. Сегодня вы побывали на новых социальных, производственных объектах. Мы встречаемся в новой детской школе искусств. На «Карабашмеди» начинается демонтаж труб, которые до недавнего времени выбрасывали серу, теперь там внедрены наилучшие доступные технологии, и максимальное количество серы улавливается, не попадая в воздух, превращается в серную кислоту. Это продукт, с которым Русская медная компания вышла на рынок. Приведу еще ряд примеров, которые характеризуют эффект от сотрудничества региона, города и Русской медной компании. Построены либо реконструированы ФОК «Металлург», детская школа искусств, санаторий-профилакторий «Синегорье», детский сад № 9, коррекционная школа, строится торгово-развлекательный центр с датой ввода 2019 год. По сути, создается заново городская площадь. Выкуплено за счет областного бюджета и передано для нужд Каслинского промышленно-гуманитарного техникума здание и земельный участок у «Ростелекома». И сейчас там идут ремонтные работы, чтобы возобновить образовательный процесс.
За 2017 год на 11% выросли собственные доходы городского бюджета. На газификацию, развитие инфраструктуры и природоохранные мероприятия направлено свыше 105 миллионов рублей из областного бюджета, а в целом объем финансовой помощи Карабашу из областного бюджета за 4 года превысил 1,5 миллиарда рублей. В этом году планируем 414 миллионов рублей.
В модернизацию, коренную реконструкцию «Карабашмеди» Русская медная компания инвестировала свыше 16 миллиардов рублей в период с 2005 по 2016 годы, из них 5,5 миллиарда в периоде с 2014 года. В развитие социальной сферы РМК вложила 570 миллионов рублей с 2010 по 2017 годы. Считаю, что на примере Карабаша сформировалась модель проектного управления с четким механизмом принятия решений. Это было непросто, было много эмоций, кадровых решений. На текущий момент в городе отсутствуют неуправляемые процессы, которые тормозят развитие.
В некой степени обеспечен баланс интересов населения, основного инвестора, эффективности использования бюджетных средств. Свежий пример – инициатива Русской медной компании по разработке проекта по реабилитации и ликвидации объектов ранее накопленного экологического вреда на территории Карабаша. Будем делать заявку в минприроды России, чтобы включить этот объект в перечень приоритетных объектов программы «Чистая страна». Затраты оцениваются в 1,5 миллиарда рублей, срок реализации с 2019 года. РМК готова взять на себя затраты на разработку проекта. Это очень важно. Поскольку не будет проекта – не будет и заявки.
Еще есть проект федерального уровня по созданию комфортной городской среды в исторических поселениях и малых городах с численностью населения до 100 тыс. человек, на него выделено 5 миллиардов рублей. Мы проводили свой областной конкурс, признали победителями семь малых городов, таких как Аша, Сатка, Троицк, Карабаш, Кыштым, Снежинск и Южноуральск, проекты которых направили на федеральный конкурс. С удовольствием слышу, что Карабаш прошел в полуфинал. Таких городов много в России, это понятно. Будет отобрано 15. Есть ощущение, что Карабаш получит финансирование. Они вышли с проектом по развитию городской площади напротив администрации.
Подобного рода инициативы возникают не на пустом месте. Есть команда, которая может эти идеи генерировать. Есть все основания у города эти деньги получить. Не получат – будем строить за свои деньги, потому что проект очень хороший.
Новые возможности с получением статуса территорий социально-экономического развития получили Верхний Уфалей, Бакал, Озерск и Снежинск. То есть сейчас у нас четыре таких территории. Федеральный центр дал нам эти возможности в виде ТОСЭРов, и мы обязаны их реализовать максимально интенсивно. У бизнеса интерес большой. Достаточно сказать, что в Снежинске есть уже 9 заявок.
Большинство экологических проблем копились десятилетиями, за день их не решить. Мы их решаем постепенно. На каждом этапе есть четкие, оцифрованные результаты, которые можно измерить, приближаясь к конечной цели. Я уверен, что именно долгосрочные проекты – показатель силы региона, компетенции команды, способность правильно ставить задачи и концентрировать ресурсы. Прежде чем ресурсы концентрировать, их нужно заработать.
Коротко об экономических показателях. За четыре месяца 2018 года плановые показатели экономического развития достигнуты. Индекс промпроизводства с начала года составил 104,6% к аналогичному периоду прошлого года, прирост демонстрируют наши ключевые отрасли, которые определяют нашу экономику: металлургия – +5,4%, добывающая промышленность – +4,5%, производство автотранспортных средств – +9%, производство электрического оборудования – +18%, производство электронной техники – в 1,5 раза, производство транспортных средств и оборудования – в 1,5 раза. Более чем на треть по сравнению с прошлым годом выросли объемы введенного жилья. Увеличились объемы грузоперевозок, торговля. На уровне прошлого года остались инвестиции в основной капитал. Уровень безработицы – 1,2%.
Четыре года назад мы ставили задачу сбалансировать региональный бюджет, мы имели дефицит и серьезные долги. Эта задача решена. 2017 год область завершила с существенным профицитом. В этом году мы сохраняем позитивную динамику, идем по налоговым и неналоговым поступлениям в консолидированный бюджет плюсом 11% по сравнению с прошлым годом. Все виды поступлений составили 60 миллиардов рублей.
На 1 мая 2018 года объем государственного долга – 15,3 млрд рублей, в том числе бюджетные кредиты – 9,7 млрд рублей, госгарантии – 5,6 млрд рублей. Челябинская область вторая в России после Москвы, которая показала такую динамику снижения государственного долга. В апреле, основываясь на показателях исполнения бюджета, таких как низкий уровень долга, хороший текущий баланс области, международное агентство «Fitch» подтвердило рейтинг кредитоспособности на уровне «BBB-» с прогнозом «стабильный».
В марте 2018 года наша область вместе со всей Россией вошла в новый шестилетний цикл. Признателен южноуральцам за активность, за политический выбор на избирательных участках. Президентская кампания прошла без нарушений при высокой явке. В целом показатели президентской кампании 2018 года выше показателей 2012 года. Активно голосовали Нагайбакский, Октябрьский, Пластовский, Уйский муниципальные районы, города Магнитогорск, Троицк, Трехгорный, Снежинск, Южноуральск. Уровень ниже, чем по региону, в Брединском, Карталинском районах, городах Локомотивный, Златоуст и Миасс. Моя оценка – я считаю, что это реакция граждан на работу властей, показатель, что в территориях не все в порядке. На выбор граждан во многом повлияло Послание Президента РФ Федеральному Собранию. По многим векторам оно созвучно нашим начинаниям. В частности, мы сработали на опережение в плане развития первичного звена здравоохранения, предусмотрев трехлетнюю программу создания или обновления медицинских объектов в небольших населенных пунктах, а также создания новых объектов в городах. Реализуется проект «Открытая поликлиника», в области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, развивается телемедицина, Челябинск входит в число ведущих центров в стране по высокотехнологичному лечению онкологических заболеваний. Это перечислено в послании Президента РФ. В полную силу с момента открытия работает областной перинатальный центр. За время работы с 1 октября 2016 года здесь родились 11,5 тысячи детей, практически каждый из них был в зоне риска. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на два года, начиная с 2014 года. Планируемая на 2017 год – 71,5 год.
Обеспеченность детей местами в детских садах от трех до семи лет – 100% на 1 января 2018 года. Текущее состояние несколько другое, уже сейчас есть актуальная очередь. Обеспеченность местами детей до трех лет –74%. Это проблема, но мы ее решаем в том числе с помощью федеральной поддержки. В этом году мы создадим свыше 600 мест, а за счет областных средств – более 1 000.
Область участвует практически во всех крупных федеральных программах, прежде всего в сфере здравоохранения, образования, культуры, демографии, поддержки моногородов, развития автодорог. Максимально тесное взаимодействие налажено с федеральным Фондом содействия реформированию ЖКХ по программе переселения из аварийного жилья. Мы программу эту выполнили, которая была намечена, расселили свыше 200 000 квадратных метров жилья, которое было признано таковым на 1 января 2012 года. В результате больше 12 000 человек смогли улучшить свои жилищные условия. К сожалению, проблема этим не исчерпывается. Сейчас у нас оценочно 250 000 квадратных метров жилья, признанного аварийным, в области. В нем проживает 16 000 человек. Для переселения требуется 9 миллиардов рублей инвестиций, чтобы построить новое жилье. Программы пока федеральной нет, но мы один из немногих регионов, которые сохранили финансирование на переселение из аварийного жилья. В этом году выделили 1 миллиард рублей. Это тоже было сказано в послании и в новых «майских» указах президента. Надеемся, что будет возобновлена федеральная программа и динамика ликвидации аварийного жилья будет другой в случае, если появится инструмент или прямое финансирование из федерального центра.
Очень активно работаем с Фондом содействия реформированию ЖКХ, продолжаем обновление коммунальной инфраструктуры. Из больших объектов – запущена новая котельная в Троицке. Троицк всегда проходил с проблемами отопительный сезон. 600 миллионов рублей стоимость проекта, в том числе 320 миллионов выделил федеральный Фонд, 280 миллионов рублей – средства концессионера. Наверное, не все будет гладко в первоначальный период. Но максимальные проблемы с вводом котельной будут решены. Посмотрим, как мы пройдем отопительный сезон 2018 – 2019 годов.
Активизируем взаимодействие с минтрансом в части реконструкции федеральных дорог, прежде всего трассы М-5. Заявили эту проблему. Пытаемся найти решение. В нормативное состояние приводится трасса на Екатеринбург.
После подготовки пакета документов в правительство России подана частная концессионная инициатива на проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию Уральской высокоскоростной магистрали. Это в чистом виде наша инициатива. Было создано хозяйственное партнерство, куда вошли Челябинская и Свердловская области и три инвестора. Цель партнерства – подготовить концессионную заявку. Это было сделано. Заявка была принята в конце прошлого года Правительством РФ.
Вообще-то говоря, никто ВСМ строить здесь не собирался. Если бы мы этим не занимались, не было бы инициативы, решения бы не было. Премьер-министр Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о включении Уральской ВСМ Челябинск - Екатеринбург в транспортную стратегию РФ и заявил, «это важный и серьезный инфраструктурный проект, который должен положительно повлиять на развитие тех районов, через которые будет протянута уральская магистраль». Мы с ним совершенно согласны.
В 2017 году хорошо себя зарекомендовали проекты по благоустройству. Продолжаем эту работу в текущем году. По ряду направлений, возможно, даже усилим. В частности, по проекту «Формирование комфортной городской среды» определено финансирование в размере 1 миллиарда рублей. Из них 853,9 млн рублей – федеральные средства, 200,4 млн рублей – из областного бюджета. Миллиард рублей прошлого года полностью освоен. Еще 500 миллионов выделено на программу «Реальные дела». Все это укладывается в логику президентской задачи пространственного развития страны. И в этом плане мы тоже в какой-то мере сработали на опережение. Я имею в виду высокоскоростную магистраль.
Устойчивое взаимодействие с федеральным центром – основное условие стабильного развития региона. В этом плане цели и задачи, озвученные Владимиром Путиным при вступлении в должность президента, дают уверенность в продолжении наших долгосрочных проектов. Большинство из них нашли отражение в документах стратегического планирования региона. На сегодня завершается работа над Стратегией социально-экономического Челябинской области до 2035 года. Там будут учтены все новации, которые появились в связи с новыми майскими указами президента. В третьем квартале 2018 года выйдем на ее утверждение депутатов Законодательного собрания. Работали над ней все, кто в этом компетентен и кому это было интересно. Мы совершенно были открыты для этой работы.
Для нас центральным событием стал Указ президента о проведении в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году. Мы два года этим занимались, готовились. Сейчас перешли в активную фазу и формируем по сути наследие ШОСа. Что такое наследие в нашем понимании? На прошлой неделе наша делегация была с официальным визитом в Узбекистане. Ташкент трижды принимал саммит ШОС, и каждый раз появлялись новые знаковые объекты. У нас сейчас тоже есть такая возможность изменить облик Челябинска. Большинство объектов саммита проектно проработаны, определены источники финансирования, у части есть подрядчики, и работы идут полным ходом.
Из важных моментов. Мы структурируем подготовку крупными проектами. Один из крупнейших – аэропорт «Челябинск». Это ворота в город. За счет частных инвестиций запланировано строительство нового пассажирского терминала общей площадью 16,5 тысячи квадратных метров со сроком ввода в эксплуатацию в 1 квартале 2020 года. Терминал будет оснащен четырьмя телескопическими трапами. Появится новая привокзальная площадь. Пропускная способность после реконструкции– 2,5 миллиона пассажиров в год. Сегодня пропускная способность аэропорта – 1,6 миллиона пассажиров в год. Эта реконструкция позволяет при пиковой нагрузке обслуживать свыше 1 000 пассажиров в час. Проектирование терминала завершено, получено положительное заключение Главгосэкспертизы, проводятся конкурсные процедуры, есть выбор подрядчика, мы считаем, что в июне этого года победитель конкурса зайдет на строительные работы. Второе – это аэродром. В Главгосэкспертизу направлен проект по строительству аэродрома. Он тоже появился неслучайно. Мы верили, что это событие произойдет, собственно, мы получаем на выходе из Главгосэкспертизы этот проект, начинаем заявляться на ресурсы, это федеральные полномочия. Там в два этапа, порядка 5,5 – 6 миллиардов рублей инвестиций в развитие аэродромной инфраструктуры.
Наш северный сосед Екатеринбург активно работает со своей заявкой на проведение «ЭКСПО-2025», у него серьезные конкуренты, но работа ведется очень активно. Это событие мирового уровня. Я слышал, от 30 до 50 миллионов гостей такие мероприятия принимают в хорошие годы. Заявка сформирована следующим образом: принимают две территории Челябинск и Екатеринбург. То есть мы тоже должны встречать часть гостей, размещать у себя и посредством высокоскоростной магистрали за час доставлять их на «ЭКСПО» в Екатеринбург.
Таким образом, мы получаем некую единую агломерацию, третью по размеру в России после Москвы и Санкт-Петербурга, которая может в конечном итоге рассматриваться как некая единая точка роста. Вот наша логика, за которую нужно бороться. Это не окончательное решение. Это уже не мечта, а совершенно конкретные мероприятия.
Возвращаюсь от «ЭКСПО–2025» к нашим дням. Что мы ожидаем сегодня от этого решения по проведению саммита ШОС и БРИКС в 2020 году? По 1 млрд второй год подряд мы получаем от федералов на дороги в Челябинске. Эта программа должна будет продолжаться до 2025 года. Мы сейчас обращаемся с просьбой выделять максимальные суммы до 2020 года, чтобы мы могли привести дорожную сеть Челябинска в порядок к этим значимым мероприятиям. Мы будем принимать 30 глав делегаций, из них 20 президентов в 2020 году, и надо, конечно, соответствовать этим требованиям.
Необходимые средства заложены на строительство конгресс-холла. Это тоже уникальный проект, мы его выбирали все вместе. Он образно называется «Крылья». Когда мы на него смотрели, нам казалось, что это вещь нереализуемая, очень футуристическая. Но сейчас понимаем, что, с точки зрения инженерного решения, это все может быть и должно быть реализовано. Мы сейчас ведем проектирование, готовим участки, заходим в строительство и запускаем в работу конгресс-холл к 2020 году. Он кардинально изменит территорию.
Параллельно с этим мы разрабатываем различные проекты. Будет обустроена набережная, очищено русло Миасса. Плюс к этому строительство и реконструкция 9-ти крупных гостиничных объектов. Эти работы ведутся частными инвесторами. По сути это масштабная реновация гостиничного комплекса Челябинска.
Очень важной частью для нас является максимально возможное решение экологических проблем. Конечно, основная проблема Челябинска – это качество атмосферного воздуха. Мы это признаем. Собственно, необходимо к 2020 году максимально навести с этим порядок. Что сделано в этом периоде? Я считаю, что одним из важных итогов Года экологии является то, что мы сформировали инновации в решении тех вопросов, которые беспокоят жителей Челябинска, Магнитогорска, Карабаша и других крупных промышленных центров, где есть проблемы с качеством атмосферного воздуха. Эти инновации были приняты. Они являются поручением президента. Они все это время разрабатывались и уточнялись. Да, мы бесспорно привлекли к себе внимание. Может быть, не очень приятно слышать, что Челябинск в списке городов, где есть сложная экологическая обстановка. Но, не признавая проблему, невозможно подходить к ее решению.
Сейчас мы будем пилотной территорией, где будут применены те инновации, которые были нами сформированы. Эти инициативы мы формировали вместе с Министерством экологии РФ, профильным комитетом Госдумы и другими заинтересованными и компетентными органами. Что будем делать в этой связи? Мы видим необходимость к 2020 году максимально решить вопросы по рекультивации Челябинской свалки, прекратить эндогенные пожары на Коркинском разрезе и приступить к его рекультивации. В Челябинске организовать работу по управлению качества атмосферного воздуха с помощью квотирования выбросов вредных веществ в атмосферу. Это подходы новые. По сути мы исходим из того, что будет формироваться практика, которая дальше будет из пилотного региона перемещаться в другие. Думаю, что будет результат.
Также есть локальные проблемы с застройщиками. На сегодняшний день в регионе порядка 36 проблемных домов. В реестре пострадавших зарегистрированы свыше 1700 человек. До конца года планируем исключить из списка 23 многоквартирных дома. Наряду с этим важно не допустить появления новых. Мы эту работу будем продолжать до полного завершения в соответствии с дорожной картой. Этот вопрос у меня на личном контроле. Я не реже, чем раз в месяц изучаю проблему с каждым домом. Мы работаем с каждым домом индивидуально. Решения самые различные, но важно, что мы их ищем и находим и инвесторов, и ресурсы. И хочу вас заверить в том, что этот вопрос в конечном итоге решим. А максимально он будет решен, когда долевое строительство прекратится, когда будет другая форма финансирования жилищного строительства.
ВОПРОСЫ:
Мария Батракова, газета «Усть-Катавская неделя»: Вы затронули вопрос саммитов в Челябинске. Планируется ли в рамках подготовки к этим мероприятиям обновление трамвайного парка? Для нашего города это актуальный вопрос, так как у нас есть вагоностроительный завод.
Б.А. Дубровский: Спасибо за этот вопрос, он действительно очень важный. Он заставляет меня вспомнить, что я не сказал об очень важном мероприятии. Мы понимаем, что в Челябинске до 35% выбросов – это выбросы от всех видов транспорта. При квотировании будут учитываться мероприятия по снижению транспортных выбросов. Максимально нужно переходить на транспорт с электроприводом. Мы думаем, что делать с троллейбусами. В Челябинске такая технология есть. Она сама по себе понятна. Мы видим очень хороший опыт Москвы и других территорий, где стали появляться электробусы. Ну и, конечно, переход на газомоторное топливо. Это совсем другое воздействие на окружающую среду. Вот это те мероприятия, которые мы сейчас детально рассматриваем, и будем выходить с этими инициативами.
Другой вопрос, что Усть-Катавский вагоностроительный завод должен быть готов делать комплексные предложения. Мы об этом много говорим. Нужны комплексные предложения. Думаю, что будет получаться, по крайней мере, мы на это сильно надеемся. Все крупные города переходят на транспорт с электроприводами – это тренд.
Светлана Зайцева, газета «Саткинский рабочий»: Сейчас в области сформированы кластеры по переработке ТБО, определены регоператоры. Но население, особенно в тех городах и районах, где будут находиться центры по сбору, утилизации и переработке, обеспокоено, насколько эффективно будут соблюдаться меры по защите окружающей среды. Будет ли правительство области контролировать действия регоператоров и может ли население, если увидит нарушения, куда- то обращаться? И второй вопрос: почему именно Сатка была выбрана для пилотного проекта «Умный город» и какого результата ждет от этого правительство области?
Б.А. Дубровский: Сатка была выбрана потому, что есть активность, прорывные идеи. Такой прорывной идеей является «Умный город». Каждый по своему понимает, что такое «Умный город». Нет совершенно конкретного понимания, что такое «Умный город». Есть элементы «Умного города». Кстати говоря, эти два вопроса сильно взаимосвязаны. В Сатке внедрена система «Активный гражданин», элемент «Умного города». Вы уже сейчас можете все инициативы анализировать, давать свои оценки. Она для этого и внедрена. Это элемент оперативного взаимодействия с гражданским обществом.
Что касается управления региональными операторами, как и всегда, существуют правила, по которым они должны работать. Эта система обращения с ТБО для того и создается, чтобы снизить нагрузку на окружающую среду, а не повысить. Как-то странно звучит, что нас это беспокоит. Нас не беспокоит, когда мы это устраиваем свалки в лесах, это нормально. А когда мы начинаем извлекать все, что может быть извлечено, что может быть использовано во вторичном режиме и будет уничтожаться в разных режимах (либо захоронение, либо сжигание), нас беспокоит. Регоператоры – это те структуры, которые будут регулировать эту деятельность. Их деятельность очень четко регламентируется. Если они будут нарушать требования, у нас есть министерство экологии, которое может расторгнуть договор с таким регоператором. У нас три различных регоператора, у них разные размеры территории, разные объемы работы, масштабы деятельности, но требования ко всем одинаковые – работать в рамках законодательства. А у нас требования к ним – построить цивилизованную систему обращения ТБО, сбора, утилизации, рекультивации тех несанкционированных свалок, которые у нас есть всюду. Пока я ехал сюда, увидел три такие свалки.
Сергей Леонов, информационное агентство «Ura.ru»: Сегодня много говорится о том, что Карабаш меняется в экологическом плане. Но есть опасения у горожан по поводу расширения местной городской свалки и создания здесь нового мусороперерабатывающего завода. Это уже окончательное решение?
Б.А. Дубровский: Будем находить решения. Я знаю об этой эмоции горожан, о том, что существует вопрос. Я не пытаюсь уйти от ответа, а просто говорю, что будем искать решение. На текущий момент этот полигон – один из немногих, который имеет статус именно полигона, а не свалки. Он был построен за счет средств регионального бюджета, он в структуре учета. Он один из немногих, который встраивается в эту систему. Мы будем строить полигоны по всей области. Концессионеры заходят для выполнения этой задачи. Здесь он есть. И есть эмоция, что мы можем превратить этот полигон в свалку. Просто иногда люди с трудом представляют, что полигон может быть цивилизованным. Люди часто считают, что это та же свалка, только называется по-другому. Мы строим цивилизованную систему обращения ТБО и будем взаимодействовать с населением. Я сторонник диалога.
Юлия Мызникова, газета «Миасский рабочий»: В Миасском городском округе предстоят внеочередные выборы главы. Будет ли область рекомендовать какую-нибудь кандидатуру? Какие первоочередные задачи Вами будут поставлены новому главе?
Б.А. Дубровский: Не просто будем. Мы обязаны участвовать, в своей части, в принятии решения. Мы формируем комиссию и размышляем о том, кто может стать кандидатом. Мы исходим из логики, что человеку, который придет, нужно будет войти в диалог с депутатским корпусом, снизить напряжение, которое существует, и двигаться дальше – сформировать стратегию развития этой территории. Здесь всегда был конфликт между депутатами и главой, на протяжении всего периода. Это не конфликт только последнего главы, он был постоянно. Это меня беспокоит. Я считаю, что Миасс – один их городов, где может быть серьезное развитие. Город имеет потенциал неизмеримо больший того, что мы видим сейчас. Это город машиностроения, и там есть 4-ый и 5-ый технологические уклады. Мы рады, что металлургическая промышленность у нас хорошо развита, но мы хотим, чтобы и другие направления развивались. И Миасс может быть очень серьезным импульсом потому, что есть компетенции. Нужно найти человека, который сможет организовать эту деятельность, чтобы этот потенциал был реализован. Мы будем рекомендовать человека, он будет из нашей среды, нашей команды. Человек просто должен принять это решение, формально подать заявку.
Александр Донцов, газета «Авангард», Катав-Ивановский муниципальный район: На прошлой неделе депутаты Юрюзанского городского поселения выставили вторую оценку «неудовлетворительно» главе и отправили его досрочно в отставку. Ваше мнение по поводу такой практики, потому что по этому пути, возможно, пойдут другие муниципалитеты.
Б.А. Дубровский: Это не противоречит закону. Я просто считаю, что злоупотреблять правом нельзя. Оно есть, но депутатский корпус должен понимать, что надо работать, развиваться и находить решения вместе. А созерцать и время от времени давать какие-то оценки это плохо. Но это не касается ситуации в Юрюзани. В принципе я ответил на вторую часть вашего вопроса. Решение принято, мы его уважаем. Будем организовывать выборы нового главы.
Матвей Минибаев, 31 канал: Коррупционная повестка очень горячая у нас по области. Росфинмониторинг внес в повестку «Панамское досье». Специалисты проверили информацию и подтвердили факт участия некоторых российских чиновников. Среди них прозвучала Ваша фамилия. Действительно ли в 2014 году с мая по апрель вы пользовались оффшорной компанией «Спейсшип консалтинг» и продавали векселя своей собственной компании «Имущественный центр»?
Б.А. Дубровский: Я ответил на все вопросы Росфинмониторингу. В этот период я абсолютно свободно занимался коммерческой деятельностью. И если где-то и был, то сейчас это совершенно не актуально и не интересно. Я понимаю, в чем ваш вопрос. Вы хотите, чтобы я смутился? Я совершенно не смущен и повторяю вам, что я каждый год заполняю декларацию о доходах. Ее каждый год проверяют совершенно компетентные органы, в том числе и Росфинмониторинг. Губернаторов проверяют очень тщательно, уж поверьте мне. И никаких замечаний, кроме вашего, я не получал. Мне не в чем оправдываться, и я не собираюсь это делать. У вас есть вопросы по существу? Нет! Спасибо!
Артем Шуварин, производственное объединение «Маяк»: У нас есть трасса Озерск-Касли, и Вы по ней ездили, я это знаю точно. Дорога находится в ужасном состоянии, и это оценили все жители города. Она является единственным связующим звеном с такими городами как Касли, Снежинск, Екатеринбург. Недавно приезжали представители региональной администрации и сказали, что, возможно, будет выделено на ремонт этой дороги 90 млн рублей из сэкономленных средств СЭП (специальной экологической программы). Насколько это возможно и, если возможно, то когда?
Б.А. Дубровский: Раз министром это было заявлено, значит, он видит эти ресурсы. У нас по этой дороге есть некая логика развития. Мы понимаем, что у городского округа нет таких ресурсов, чтобы содержать ее в хорошем состоянии, мы понимаем, что она только формально называется городской, а по сути, имеет региональное значение. Есть договоренность о том, что город приводит дорогу в нормальное состояние. Если министр сказал, что в случае экономии он видит возможность выделить на восстановлении дороги деньги, значит, есть уже проект реконструкции или капитального ремонта, есть смета, раз уже известна сумма в 90 млн рублей, значит, он понимает приоритетность решения этой задачи. Решение так принималось: я дал поручение привести дорогу в нормальное состояние, тогда мы готовы ее принять на баланс. Вот такой был подход. Я не сижу и не делю деньги на дороги. Мы можем выделить то, что можем исходя из возможностей регионального бюджета. А дальше принимается решение исходя из разных критериев: трафик, аварийность на этой дороге, текущее ее состояние (если мы говорим о региональных дорогах), и элемент ручного управления тоже есть. Последнего я всегда пытаюсь избегать. Это когда кто-то говорит, что у них самая плохая дорога, а я говорю, что беру на контроль, дам команду, и все довольны. Время от времени я эти инициативы поддерживаю и даю такие прямые поручения. Но не считаю, что это правильно. Я Вас уверяю, что это не самая плохая дорога, но ей повезло. Потому что я, как вы выразились, по ней несколько раз проехал, оставил на ней след, пробил колесо и после этого поручил министру привести ее в надлежащий вид. Это было занесено в протокол поручений. Раз министр сказал, что стоимость работ 90 млн, значит, так и будет. Но, если город свои 30 млн рублей выделит, тогда из регионального бюджета будет направлено 60 млн рублей.
Светлана Ушакова, газета «Жизнь района», г. Куса: Меня тоже волнует вопрос дороги, но, правда, нам никто ничего не обещал, и дорога областного значения. Вы по ней неоднократно ездили, и зимой, и летом, надеюсь, помните, что дорога Куса – Златоуст находится в плачевном состоянии и капитального ремонта на ней не проводилось с 2005 года. Яма на яме там, а мы пытаемся развивать туризм, города у нас тесно связаны, многие в больницы, на учебу, на работу ездят из Кусы в Златоуст, из Златоуста в Кусу. Хотелось бы узнать, возможно ли ее отремонтировать и когда?
Б.А. Дубровский: Возможно. Это тот самый случай, как выше я описал, когда я говорю: конечно, сделаем! Внесите в протокол поручений.
Елена Скобиус, газета «Кыштымский рабочий»: В сентябре 2016 года в Кыштымском храме Рождества Христова по Вашей инициативе и при Вашем содействии прошел первый фестиваль духовной музыки. Год спустя он приобрел статус Международного фестиваля духовной музыки, в нем принял участие хор из Греции. Более того, второй фестиваль уже прошел на нескольких площадках Южного Урала. Мой вопрос: что ожидается в этом плане в предстоящем сентябре и как лично Вы оцениваете такие фестивали. И, если позволите, у меня есть еще второй вопрос: премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о том, что проект Уральской ВСМ «Челябинск–Екатеринбург» внесен в транспортную Стратегию РФ, в связи с этим, как Вы оцениваете потенциал предприятий Челябинской области с точки зрения потребности будущей магистрали?
Б.А. Дубровский: Хорошие у Вас вопросы, интересные, и есть чем перед Вами похвастаться. Этот фестиваль придумал я. Когда поднялся на второй этаж этого храма, то удивился тому, что люди делали в 19 веке. Сегодня мы не можем многие решить вопросы при строительстве объектов, а у них в то время совсем другая была техническая оснащенность, при этом такие масштабные объекты возводили, которые веками стоят. У храма прекрасная акустика, мне показалось, что будет интересно провести в нем фестиваль духовной музыки. Владыка пошел навстречу. Мы просто хотели попробовать и посмотреть, что будет, нам показалось, что получилось – это вызвало интерес. Я не могу про себя сказать, что я большой любитель или знаток духовной музыки. Но у меня появилось ощущение, что, наверное, это будет правильно, и то, что второй год фестиваль проводится, это подтверждает. Фестиваль будет проходить до тех пор, пока он нужен и интересен людям, пока он себя не изживёт. К примеру, может появиться предложение от духовной музыки перейти к классической. Я предложил проводить фестиваль в летний период. По сути, мы ничего нового не придумываем, подобные концерты проходят по всему миру, потому что это интересно публике. Замечательно, что у нас есть творческие люди, которые мои очень примерные пожелания воплотили в конкретные мероприятия (это Евдокимов Вадим Михайлович, Бетехтин Алексей Валерьевич). В этом году практика проведения фестиваля духовной музыки будет продолжена, но мы хотим, чтобы он стал крупнее, интереснее, и такой город как Кыштым, этого заслуживает. Это очень интересный город, он позволяет проводить мероприятия подобного уровня и заявленного масштаба. Мне в Кыштыме интересно бывать. Это ответ на первый вопрос.
Теперь по второму вопросу. Это ключевая задача, которую мы ставим и должны решить. При строительстве ВСМ Челябинск – Екатеринбург главное – сформировать компетенции. У Челябинской и Свердловской областей такой компетенции нет. Они есть в Китае, в странах Европы, в Японии, в Южной Корее. Это совсем другие технологии, система управления и скорости. Поезд идет свыше 300 км/ч, если он высокоскоростной, до 200 км/ч, если просто скоростной. Но у нас есть все, для того чтобы на 80% эти компетенции у себя закрыть. Тот, кто сегодня сформирует у себя эти компетенции, у того есть будущее – рынок на 50 лет. Россия будет строить железные дороги, с нашими расстояниями других решений нет. И тот, кто компетенции сформирует, тот будет загружен на долгий период времени. Вопрос в том, кто: мы это сделаем или китайцы? В Челябинской области производятся 100-метровые рельсы, все виды арматуры и многое другое. По сути надо лишь локализовать решение, какой состав может быть применен, какая технология должна быть применена для локализации того или другого решения (китайского, японского, южнокорейского решения). Они есть, но надо понять, с кем мы движемся. Понимание появится в рамках проектирования. Мы не единственные здесь, есть уже готовый проект Москва – Казань. Нам бы хотелось делать это быстрее, чем они. Сама дорога дает толчок к развитию экономики, а в нашем случае – и это очень важно – сама стройка дает серьезный толчок к развитию экономики, потому что формируется заказ на рельсы, на арматуру, на подвижной состав. Это синергия территориальная, которая мало где еще может быть реализована. Мы уникальны в этом, в силу того, что мы – два крупнейших машиностроительных и металлургических промышленных региона, и у нас есть все для того, чтобы максимально освоить и применить наши материалы и возможности для строительства ВСМ. Огромная работа для строительной отрасли. Понадобятся щебень, цемент, которые производятся в Челябинской области. Я не сомневаюсь, что мы сможем все это реализовать. Вот мы вернулись делегацией из Узбекистана, там не высокоскоростная, а скоростная магистраль. Они ее построили. Скорость поездов – 190 – 200 км/ч. Сделаем и мы. Инфраструктура – это всегда государственное решение. Как только оно будет, толкать никого не придется, если будет решение, наша промышленность максимально все освоит.
Лев Битков, ГТРК «Южный Урал»: Сегодня был назначен министр экологии Челябинской области. Какие задачи перед ним ставите и как изменится работа этого ведомства?
Б.А. Дубровский: Сформировать новую команду, быть более открытыми перед общественностью, а также реализовать все намеченные ранее задачи: обращение с ТБО;
Комментарии: