Сигареты без дымовой завесы

Сергей Никитский
Москва. Редактор Губернаторы.Ру
27-10-20

Рынок оборота табака сегодня является одним из самых зарегулированных в стране. Легальная продукция подтверждается специальными марками, ее оборот жестко контролируется обязательной цифровой маркировкой. Тем не менее, возникла и обсуждается идея введения еще одного барьера для нелегальной продукции – минимальной розничной цены (МинРЦ). Но нужен ли этот барьер?

Давайте попробуем разобраться в вопросе более детально.

С одной стороны, идея введения МинРЦ кажется логичной: главная проблема на рынке табака сегодня – это большой разрыв в стоимости легальной и нелегальной продукции. Потребитель, видя легальную пачку сигарет за 85 рублей и нелегально ввезенную за 50, особо не раздумывая, выбирает вторую. В итоге законопослушный производитель теряет прибыль, а государство – налоги. Учитывая то, что рынок и так постоянно съеживается, удар получается вполне серьезным.

Именно исходя из этих соображения и была предложена МинРЦ как дополнительный идентификатор серого продукта. Однако у этого предложения есть целый ряд нюансов, без учета которых введение МинРЦ станет скорее вредным, чем полезным инструментом.

Во-первых, МинРЦ может быть эффективна только в том случае, если она будет зафиксирована на уровне минимальных налоговых обязательств производителя перед государством, то есть фактически будет составлять сумму уплаченного акциза и НДС (примерно 65 рублей) и расходов на производство. Если МинРЦ будет существенно превосходить это значение, рост стоимости легальной пачки неминуем. В итоге это приведет к сокращению разницы между ценами на более дешевые и на более дорогие сигареты, в итоге потребитель будет делать выбор в пользу последних. Это создаст конкурентное преимущество для производителей дорогих марок и по сути вытеснит с рынка производителей сигарет низкоценового сегмента (как правило, это небольшие российские предприятия). Таким образом введение МинРЦ нанесет серьезный удар по конкуренции на рынке.

Во-вторых, МинРЦ должна быть единой для всех стран Таможенного Союза. В ином случае ценовая привлекательность нелегально ввозимых из ЕАЭС сигарет никуда не исчезнет. Мера защиты не сработает.

Попутно возникает вопрос: если уже есть две меры защиты, которые не может пройти «серая» продукция (цифровая маркировка и акцизные марки), то чем в этом случае поможет третья? Реализация без акцизных марок и в обход системы цифровой маркировки у нас и так запрещена, а отследить продажи из-под полы нелегальных сигарет с помощью цены вряд ли можно.

Получается, что, вводя МинРЦ, мы только еще больше забюрократизируем отрасль, поставив официальных производителей даже в более невыгодное положение, чем сейчас.

Вывод из всей этой ситуации один: контроль нужен, но спешить с введением непродуманных, поспешных мер явно не стоит. Идея с МинРЦ, возможно, не так уж и плоха, если правильно к ней подойти, но в настоящий момент она, на мой взгляд, еще не доработана.

Комментарии:

Чтобы оставить комментарий нужна авторизация
^ Наверх