Губернаторы как социальный институт. История и перспективы

Дмитрий Скуридин
Зам. главного редактора "Губернаторы.RU"

После распада СССР на смену секретарям обкомов и крайкомов пришли губернаторы. Однако, как и многое в современной России, всё новое – это хорошо забытое старое и институт губернаторов - не исключение. С петровских времён вплоть до Революции 1917 года, губернаторы были важнейшим звеном управленческих процессов огромной страны.

Само слово "губернатор" имеет латинское происхождение – gubernator, при этом изначально, так называли кормчих – старших офицеров корабля, которые выполняли функции навигаторов. А управляющих римскими территориями именовали прокураторами. Благодаря М.А. Булгакову, большинство россиян знает одного из них – Понтия Пилата.

Первые же губернаторы в привычном для нас понимании стали появляться в XVI веке. Так в эпоху великих географических открытий и колонизации новых земель в Великобритании и Франции стали называть управляющих отдельными провинциями.

 

Областная реформа Петра I

В XVII веке Московское государство делилось на уезды. Управляли уездами воеводы, которые назначались из Москвы. При этом уезды по своим размерам существенно различались, были очень крупные и соответственно небольшие. По состоянию на 1625 год в стране было 146 уездов, которые были самоуправляемыми субъектами, помимо уездов существовали еще и волости.

К началу XVIII века количество уездов и волостей увеличилось, что делало отношения между столицей и провинцией весьма запутанными и сложными. Выражаясь современным языком нужна была «вертикаль власти», которая бы давала возможность более  оперативного управления огромной территорией. Кроме того для успешного ведения Северной войны которая началась в 1700 году, Петру нужна была новая система финансирования и материального обеспечения армии и флота.

В общем, реформы, что называется, перезрели, и Пётр, со свойственной ему решительностью, начал областную реформу. Указом от 29 декабря 1708 года разделив государство Российское на восемь губерний: Московскую, Ингермандландскую (затем Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Соответственно, во главе губерний были поставлены губернаторы, в основном, военные люди.

По-сути первые губернаторы были царями на своих территориях, им подчинялись находящиеся в губернии войска, и в тоже время они были главными начальниками гражданско-административного управления.

Первостепенными задачами, стоявшими перед первыми губернаторами, были: обеспечение установленного количества рекрутов для армии и работного люда, сбор налогов, соблюдение всех повинностей возложенных на губернию.

Как такого жалованья у первых губернаторов не было, они и так были людьми небедными, достаточно сказать, что первым губернатором Ингермандландским был А.Д. Меньшиков, а Киевским – Д.М. Голицын, чтобы понять уровень первых назначенцев.

Для повышения эффективности работы губернаторов действовала такая система – в случае если губерния поставляла денежных средств, работных людей и рекрутов сверх установленной меры, губернатора ждало царское благоволение. В случае неисполнения «плана», на губернатора возлагался штраф за каждую «недобранную душу», вплоть до конфискации имения губернатора в пользу государства.

 

С мыслями о мирной жизни

Областная реформа проводилась в основном для военно-финансовых нужд. Когда стало понятно, что Северная война подходит к победному концу, Петр задумался о переустройстве страны для мирного времени.

В 1718 году шла интенсивная работа по учреждению коллегий, которая, как известно, проводилась по шведскому образцу (Пётр никогда не брезговал учиться даже у побеждённых). Один из руководителей коллежской реформы – Фик внес предложение реорганизовать и областное устройство по шведскому образцу. Однако это нельзя назвать «слепым подражанием», шведскую модель необходимо было приспособить к российским реалиям.

После годичного эксперимента в Санкт-Петербургской губернии Пётр указом от 29 мая 1719 года утвердил деление всех губерний на провинции. Во главе провинций встали воеводы, которые подчинялись губернаторам только по военной части (например, по рекрутскому набору). В 1722 году воеводы стали представителями провинциальных судов, а губернаторы президентами высших надворных судов. При этом воеводы подчинялись надворным судам, представителями которых были губернаторы.

Областная реформа Петра I стала началом разделения судебной и административной власти, а также гражданской и военной службы.

 

Дальнейшие реформы

Дальнейшая деятельность губернаторов регламентировалась в основном императорскими указами, но полномочия, права и обязанности были несколько размыты, пока в 1837 году не были четко регламентированы «Приказом» Николая I.

Согласно этого Приказа, губернатор являлся представителем высшей власти в губернии. Блюстителем законов и порядков с правом ревизовать профильные учреждения. Кроме того, губернатор стал местным администратором (хозяином губернии), которому подчинялись ведомственные комиссии и комитеты.

До конца 19 столетия Александр II и Александр III вносили «коррективы» в положение о губернаторах. Так в 1864 году на губернаторов была возложена обязанность надзора за земским самоуправлением.

Интересно, что лишь судебная реформа 1864 года окончательно отстранила губернаторов от надзора за судебными делами. Также образование и здравоохранение перешли в подчинение центральной власти, а вот права губернаторов в сфере местного самоуправления существенно расширялись.

Положение комитета министров в 1866 г. давало губернатору право «общей и внезапной ревизии во всех административных местах гражданского ведомства», право прекращения всеми мерами чего-либо противного общественному порядку (закрытие артелей, собраний, клубов и.т.д.)

Положение от 1881 ещё более усилило власть губернаторов. В местностях, где объявлялось «исключительное положение» (сейчас это называется «чрезвычайным положением»), губернаторы могли закрывать печатные органы, своей волей высылать, штрафовать и даже арестовывать. Кроме того, губернатор мог своим распоряжением создавать военно-полицейские команды, освобождать от должности чиновников и даже представителей местного самоуправления.

По состоянию на 1914 год в Российской Империи было 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. Жалование губернатора составляло около одной тысячи рублей. Для сравнения: депутаты Государственной Думы получали 350 рублей, полковник царской армии – 320 рублей, рабочие 30-35 рублей. Тут, наверное, стоит оговориться, что цена коровы в те годы составляла всего три рубля.

 

Современная Россия

После краха Империи должности губернаторов были упразднены. Во времена позднего СССР их функции выполняли первые секретари обкомов и крайкомов.

Первым губернатором современной России стал Б.Е. Немцов. Президент Ельцин своим указом от 30 ноября 1991 года назначил его главой администрации Нижегородской области. В первую неделю после назначения вышло распоряжение Немцова о том, что официально главу администрации Нижегородской области следует именовать губернатором.

Сегодня нет обязательного статуса «губернатор», наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ определяется непосредственно в субъектах. Поэтому у нас есть губернаторы, главы администраций, президенты и даже мэр (во главе Москвы). Губернаторами именуются все руководители русских субъектов.

В 1995 году вступил в силу закон, согласно которому высшие должностные лица субъектов должны избираться населением посредством прямого, тайного голосования. В 1996 году Конституционным судом было указано, что главы субъектов не могут быть назначены законодательным органом субъекта.

В 1999 году было регламентировано правило, в соответствии с которым одно и то же лицо не может быть избрано главой субъекта РФ более двух раз подряд. Впрочем, в полной мере оно не было реализовано. В 2004 году правила изменились и, начиная с 2005 года губернаторы утверждались законодательными органами субъектов по представлению Президента РФ.

Стоит отметить, что и по новым правилам губернаторы назначались в течение семи лет, согласно закону вступившего силу с 1 июня 2012 года главы субъектов вновь избираются, но кандидатуры проходят так называемый «президентский фильтр».

В 2015 году был принят закон, в соответствии с которым все губернаторские сроки должны отсчитываться с 2012 года, при этом предыдущие годы нахождения во главе региона обнулялись. Поэтому некоторые главы регионов управляют десятилетиями. К числу особых долгожителей можно отнести губернатора Белгородской области Евгения Савченко (с 1993 г.), губернатора Кемеровской области Амана Тулеева (с 1997 г.) и главу Липецкой области Королёва Олега Петровича (с 1998 г.). 

Губернатор возглавляет исполнительную ветвь власти региона. Заработная плата глав субъектов федерации определяется на местах. Месячные зарплаты губернаторов колеблются от 70 до 500 тысяч рублей. В.В. Путин несколько лет назад высказывал намерение ввести корреляцию зарплаты губернатора, в зависимости от средней заработной платной по региону. Но этого так и не произошло.

Как правило, в российских регионах заработная плата губернатора превышает среднюю зарплату по региону в 5-10 раз. Например, в Ярославской, Кемеровской областях и Чувашии средняя з/плата колеблется в пределах 21-28 тысяч рублей, а зарплата глав регионов составляля по данным 2016 года 166, 180 и 240 тысяч рублей соответственно.  

Президент может отстранить своим указом главу региона за недобросовестное исполнение своих обязанностей или подозрения в совершении преступления. В последнее время наиболее распространенная формулировка при отстранении «В связи с утратой доверия».

 

А как у них?

В США губернатор штата, по-сути, президент своего субъекта. Это обусловлено самой политической системой. Каждый штат - фактически самостоятельное государство. Может принимать свою Конституцию, не говоря уже о законах, которые, как известно, в различных регионах могут значительно отличаться. Организация образования и здравоохранения, строительство, организация местного управления, установление размера налоговых выплат, регулирование торговли, организация судебной системы, охрана общественного порядка и даже создание национальной гвардии – всё это в ведении каждого штата. К тому же около 90% доходов штатов остается в регионе. Поэтому фигура губернатора в США как представителя исполнительной власти более весома, нежели главы субъекта в России. Он управляет штатом фактически как отдельным государством, президент не может давать ему указаний или снять с должности. Конечно, губернатор будет отстранён должности, если нарушит закон, после того как это будет доказано в суде. Процедура импичмента предусмотрена не во всех штатах, но для снятия недобросовестного губернатора процедуры прописаны во всех штатах.

В каждом штате свои законы, но везде губернаторы избираются прямым, тайным голосованием жителей. Избираются губернаторы, в основном, на четырехлетний срок (в Нью-Гемпшире и Вермонте на два года). Количество сроков, которые губернатор может находиться у власти также в каждом штате индивидуально, где-то есть ограничения в два срока, а в каких- то штатах таких ограничений в законодательстве не прописано вовсе. Губернаторский корпус представляет собой влиятельную политическую силу, с которой вынужден считаться Президент. Да и многие президенты Америки начинали свой путь в Овальный кабинет именно с губернаторского кресла.

Жалование и привилегии губернаторов в США, конечно, тоже различаются, в немалой степени это зависит от доходов штата и «щедрости» законодательного органа (который эту зарплату устанавливает).

Средняя зарплата губернаторов в США - $135 000 в год. Самая маленькая – у республиканца Пола ЛеПэйджа, он получает 70 тыс. долл. в год. Для сравнения: в 2015 году медсёстры получали $42 000 - $82 000, полицейские $30 000 - $81 000.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ И ГРЯДУЩИЕ ВЫБОРЫ ГЛАВ РЕГИОНОВ РОССИИ (2017-2018 гг.)

Комментарии:

Чтобы оставить комментарий нужна авторизация
^ Наверх